Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Сохранить, нельзя забыть

26.01.2021
Сохранить, нельзя забыть

В Самарской области хотят вернуть к жизни ветряную мельницу XIX века постройки, единственную сохранившуюся во всем Поволжье. Сейчас уникальный памятник русского зодчества находится на грани гибели. При удачном развитии событий может стать яркой точкой притяжения туристов.

– Мельницу в селе Бариновка Нефтегорского района я увидел несколько лет назад. С годами она все больше и больше разрушалась. Мне, инженеру-строителю по образованию, было больно на это смотреть, – начинает свой рассказ директор компании ПКФ «Регион проект», координатор информационных проектов ТОС «Мичуринский» Павел Татаровский.

Заинтересовавшись судьбой ветряной мельницы, Павел стал по крупицам собирать информацию о ней: общался с жителями села, запрашивал материалы в архивах. Удалось узнать, что деревянное здание было построено в далеком 1848 году землевладельцем Петром Артамовым, настоящее имя которого Владимир да ла Фит Пельпур – литератор и автор ряда книг по истории России, которые печатались на французском языке.

Больше века бариновская мельница обеспечивала окрестные села отменной мукой. Добиться высокого качества помола помогли жернова, специально привезенные с Урала, а часть даже якобы из Франции. Жернова из местного известняка на мельнице не использовали, так как они были мягче и не давали мелкой и белой муки.

Иван Маркович Чепрасов, коренной житель Бариновки, участник Великой Отечественной войны, в своем видеоинтервью от 2016 года рассказывал, как славилась бариновская мука:

– Купцы Шихобаловы из Самары всегда ездили молоть зерно именно в Бариновку. Сельчане так о них говорили: «О, опять шихобальщина приехала! Этим надо молоть так молоть!». Они из этой муки не только пироги, оладьи, блины пекли, но и пряники делали, лапшу, макароны. Такая ценная мука была.

Уроженец Бариновки в своем интервью делился обо всем, что помнил о мельнице, в деталях. Описал внутреннее расположение жерновов, рассказал, как и при каком ветре мололи муку, как мельница работала во времена колхозов. Вспоминал, как в 1960-е годы подключили мельницу к электричеству, и огорчался, что мука с тех пор «стала совсем не та, что с ветряной». Но иногда, когда усиливался ветер, мельник Степан Ломакин не выдерживал и вырубал электричество, чтобы намолоть той самой отменной муки.

– Последний мельник покинул мельницу в начале 1980-х годов. Кстати, в то же время она была признана памятником деревянного зодчества. На ней даже провели незначительную реставрацию, которая оказалась последней, – с грустью говорит Павел Татаровский. – Именно такого типа мельница, с четырьмя лопастями и круговым амбаром, последняя в Поволжье. В Саратовской области есть подобная, но там она без амбара. Душа болит от того, что уходит объект, которого в регионе больше нет и уже не будет. Теряется связь с предками.

С просьбой посодействовать в привлечении денежных средств на восстановление мельницы Павел обратился к депутату Государственной думы РФ Александру Хинштейну. После этой встречи представитель парламента вместе с другими участниками выездного совещания отправился в Бариновку. На месте они не только осмотрели объект, наметили механизмы его спасения, но и обсудили варианты возможного комплексного развития территории.

Как рассказывают в администрации села, совсем недавно земля, на которой находится уникальный объект, наконец-то была передана в собственность муниципалитета и поставлена на кадастровый учет. Сама мельница перейдет в собственность района летом и будет поставлена на учет муниципального имущества. Спасти же мельницу можно лишь в том случае, если найдутся инвесторы.

– Будем думать, как привлечь инвестиции на реставрацию объекта. Это могут быть и государственные программы, и частное партнерство, – отмечает Александр Хинштейн. – Здесь мы уже не обойдемся без частных инвесторов. В первую очередь ими могут быть местные предприниматели, которым небезразличны судьба и история своей земли. Будет очень хорошо, если мы не просто восстановим мельницу, а сумеем «запустить здесь жизнь». Для меня очевидно одно – уникальный во всех смыслах объект, который имеет историческое значение и в какой-то степени является памятником крестьянскому труду, сельскому хозяйству, мог бы стать местом высочайшей туристической привлекательности.

Наталья Грецова

Фото автора, инстаграм-аккаунта @barinovka_windmill и Андрея Савельева