В региональном Минсельхозе вместе с главами муниципальных районов обсудили условия успешного выполнения целей и задач самарского АПК на 2021 год.
– В текущем году мы должны произвести 2200 тыс. тонн зерновых и зернобобовых. Результат 2020 года – рекордные для нашей губернии 2914,8 тыс. тонн. Среднемноголетние показатели валового сбора держатся на уровне 1800–1900 тыс. тонн. В текущем году нам нужно их превысить на 300 тыс. тонн, общую посевную площадь увеличить более чем на 2000 тыс. га. Валовой сбор маслосемян должен составить 919 тыс. тонн, овощей – 107 тыс. тонн, картофеля – 119 тыс. тонн. Также необходимо выполнить целевые показатели по площади закладки многолетних и страхованию посевов, – отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Николай Абашин.
За каждым муниципальным районом закреплены целевые показатели по различным направлениям сельскохозяйственной отрасли, которые в сумме обеспечат выполнение плана отрасли АПК всего региона в целом.
Для решения задач 2021 года в бюджете Самарской области предусмотрено 1,92 млрд рублей, в том числе 870 млн рублей из областного бюджета. Приоритеты развития регионального сельского хозяйства в 2021 году по-прежнему связаны с животноводством.
Успешной работе аграриев призваны способствовать различные меры государственной поддержки. В районах важно своевременно информировать сельхозпроизводителей, где и какую помощь они могут получить.
– Несмотря на дефицит средств областного бюджета по сравнению с 2019 и 2020 годами, господдержка предусмотрена по 32 направлениям. По ряду направлений внесены изменения в предоставление субсидий и размера их ставок, – подчеркнула заместитель министра, руководитель департамента экономики и бюджетной политики в АПК Рузалия Насырова.
Так, например, участники федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в 2021 году смогут рассчитывать на возмещение только 50% затрат при строительстве и реконструкции систем орошения на землях сельскохозяйственного назначения. Ранее субсидия могла составлять 70%.
В 2020 году грантовые средства на развитие материально-технической базы кооперативов были заморожены, и пока эта мера поддержки не будет возобновлена.
Сельхозтоваропроизводителей – участников федеральных мер господдержки в 2021 году ждут серьезные изменения. Теперь соглашения с ними будут заключаться в единой системе управления государственными и муниципальными финансами Российской федерации «Электронный бюджет». Будущим конкурсантам нужно заранее подготовиться и получить электронную цифровую подпись. Муниципальным районам необходимо оповестить о нововведении потенциальных грантополучателей, оказать содействие в оформлении ЭЦП и формировании учетной записи в системе.
Для достижения высоких показателей валового сбора зерновых и зернобобовых важно все: использование доступных мер господдержки, качество используемого посевного материала, количество и своевременность внесения минеральных удобрений, других факторов, позволяющих существенно повысить урожайность.
Один из действенных и популярных механизмов господдержки – льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование сельхозтоваропроизводителей по ставке до 5% годовых. С 1 января 2021 года лимит на одного заемщика составил 1 млрд рублей. Льготные краткосрочные кредиты могут быть использованы более чем по 20 направлениям расходования. Это практически все статьи затрат, участвующие в формировании себестоимости в сельском хозяйстве. Кредитование пользуется высоким спросом среди аграриев и является доступным механизмом. Для малых форм хозяйствования выделена отдельная защищенная статья в общем объеме лимитов для региона.
Как отметила Рузалия Насырова, льготное кредитование в перспективе станет самой емкой мерой господдержки, поэтому важно доводить информацию о таком инструменте до каждого сельхозтоваропроизводителя. От аграриев из ряда муниципальных районов поступает мало заявок. Чаще всего это связано с отсутствием банковских офисов в районном центре и сбором большого пакета документов. Сегодня существует возможность получить кредит до 5 млн рублей в ПАО «Сбербанк» по двум документам, а представители кредитных организаций готовы выезжать в районные центры, где нет представительств.
Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» прекратил свое действие. Теперь направление «Агростартап» и сельскохозяйственные потребительские кооперативы поддерживаются в рамках проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».
Изменилась также и сама система поддержки малых форм хозяйствования. Прекращена грантовая программа «Начинающий фермер». Гранты «Агростартап» и «Семейная ферма» по-прежнему доступны для фермеров. В 2021 году целевой показатель для региона – 12 агростартапов и 6 семейных ферм. В текущем году заявители могут рассчитывать на софинансирование 60% затрат по проекту «Семейная ферма» независимо от выбранного вида деятельности.
Минсельхоз России ввел новую меру поддержки – грант «Агропрогресс» для сельскохозяйственных товаропроизводителей – обществ с ограниченной ответственностью, товариществ, партнерств, годовой доход которых не превышает 120 млн рублей. В конкурсном отборе по этой программе не смогут участвовать ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственные кооперативы. Максимальная сумма предоставляемого гранта – 30 млн рублей при соблюдении следующего соотношения: 70% – инвестиционный кредит (в любом банке) + 25% (сумма гранта до 30 млн рублей) + 5% собственные средства заявителя. Целевой показатель для региона по этому направлению – 1 грант.
Расширяется круг получателей государственных субсидий. Теперь ими могут стать не только жители сел и деревень, но и сельских агломераций, куда входят поселки городского типа и малые города с населением менее 30 тыс. человек.
Еще одно важное изменение вступило в силу – из возможности регистрации исключена такая категория, как «ИП, глава КФХ» без образования юридического лица. Заявителям на получение государственной поддержки нужно внимательно отнестись к процедуре регистрации.
Всем грантополучателям необходимо выполнять проект, предусмотренный бизнес-планом, и своевременно вносить в него корректировки. Особое внимание – вновь создаваемым рабочим местам.
– Бизнес-план грантополучателя – основополагающий документ его деятельности. Отчетная документация должна полностью соответствовать плановым показателям, которые заложены в реализацию проекта, – подчеркнула Лейли Мифтахова, руководитель управления развития малых форм хозяйствования и кадрового обеспечения АПК.
В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции кадровый вопрос стоит достаточно остро. С 2020 года появилась возможность компенсировать часть понесенных затрат сельхозтоваропроизводителя на студентов-практикантов и ученические договоры. С этого года компенсация существенно повышается и составляет 90%. На практику в сельхозорганизацию должен быть принят гражданин РФ, обучающийся в самарском аграрном университете или в любом другом подведомственном Министерству сельского хозяйства России вузе.
Кроме того, агропредприятия могут направить запрос в Минсельхоз Самарской области по необходимым специалистам. В соответствии с ним будет собрана команда студентов для прохождения практики с возможностью дальнейшего трудоустройства.
Увеличивать продукцию растениеводства возможно в том числе за счет ввода в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Это один из резервов АПК. В регионе определены границы пахотной земли, заросших участков, непригодных для ввода в оборот земель, и поля, находящиеся под парами более одного года. Такие земли зачастую много лет значатся как пары. Муниципальным образованиям необходимо выверить все полученные данные. На основе проведенного мониторинга составлен план по вводу в оборот неиспользуемых земель до 2024 года в объеме 72 тыс. га.
По этому направлению сельхозтоваропроизводители могут воспользоваться мерами господдержки и получить субсидию от государства. Сильно заросшие земли, которые нецелесообразно вводить в оборот, нужно переводить в категорию лесного фонда или пастбищ, а те, которые числятся в пашне, но не обрабатываются, облагать повышенной налоговой ставкой. Так, например, в Алексеевском районе была применена успешная практика, когда владелец 4 тыс. га необрабатываемых земель заплатил большой штраф, после чего был вынужден продать свои земли другой организации. Теперь земля находится в обработке.
Инвентаризацией всех региональных земель занимается Центр обеспечения деятельности АПК, где у каждого района есть свой куратор.
Еще один резерв, который поможет достичь высокого валового сбора, – использование качественного семенного материала. При использовании семян массовых репродукций урожайность падает. Районированные семена дают более высокие урожаи, поэтому важно развивать сотрудничество с Самарским НИИСХ.
Качественный посевной материал плюс внесение минеральных удобрений – залог высокой урожайности.
– Научно обоснованная норма внесения удобрений, исходя из структуры посевных площадей, доведена до каждого муниципального образования. Это 150 тыс. тонн в действующем веществе. В 2021 году предстоит увеличить долю внесения минеральных удобрений почти в два раза – до 77 тыс. тонн, – отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
Чтобы обеспечить хозяйства минеральными удобрениями, необходимо своевременно направлять запрос производителю удобрений. Для удобства сельхозтоваропроизводителей будет создан график отгрузки.
Комплексное развитие сельских территорий
В 2021 году продолжится реализация госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Роман Самохвалов, руководитель департамента развития сельских территорий, напомнил итоги 2020 года и озвучил планы на 2021-й:
– В текущем году запланировано финансирование в объеме 830 млн рублей. Социальные выплаты на улучшение жилищных условий планируется предоставить 20 семьям. Возможно, в ходе реализации программы получателей будет больше. Запланировано построить 20 домов общей площадью 1 300 кв. м, благоустроить 165 общественных пространств.
Министр сельского хозяйства отметил, что муниципалитетам необходимо тщательно готовить документацию и проверять документы граждан, участвующих в программе по улучшению жилищных условий, а также следить за сроками выполнения работ подрядными организациями.
По всем направлениям работы установлены контрольные сроки выполнения необходимых процедур, чтобы строительные работы и выплаты проводились вовремя. При нарушении сроков Минсельхоз Самарской области вправе сделать перераспределение средств и направить их в другие муниципальные районы.
Наталья ТИЦ
Фото: Алена ОСТРОУХОВА и архив «Агро-Информа»
Рубрика: Главная тема. Номер: № 1 (267). Год: 2021.