Аграрии Самарской области получили надежных помощников на время посевной: ими стали студенты – будущие специалисты агропромышленного комплекса.
Ячменное поле малого инновационного предприятия «Агроакадемия» Кинельского района лежит как один сплошной ярко-зеленый ковер. Росток к ростку, рядки ровными строчками сплетаются в единый узор. В севе этого поля, как, впрочем, и всех 3 700 гектаров хозяйства, принимали участие студенты самарского аграрного университета. Директор предприятия Анатолий Цирулев доволен результатами работы своей команды.
– Идея привлечения студентов к практической работе правильная: их нужно образовывать не только в аудиториях, но в полях и на фермах, – говорит аграрий. – Современное сельское хозяйство становится малолюдным. Если раньше на полях трудилось порядка 25–28 человек, сейчас нас всего 10 человек, включая руководителя и бухгалтера. И мы справляемся. Ручной труд – в прошлом, на смену приходит техника, многофункциональная и дорогая. Естественно, руководитель отдает ее в надежные руки профессионалов. Студент в этой ситуации на вторых ролях, чтобы набраться опыта. Как в свое время Петр I отправлял боярских детей простыми матросами на иноземные корабли...
«Агроакадемия» была образована шесть лет назад на базе земель самарского аграрного университета. С самого начала наравне с традиционным земледелием здесь используются современные агротехнологии. При этом учитываются особенности почвы и климата. Соблюдается севооборот, но схема его плавающая. Ведется парование земель, но одновременно применяется No-Till. В то время как большинство предприятий сокращает набор выращиваемых культур, «Агроакадемия» – расширяет. В этом году на полях и традиционная пшеница, озимая и яровая, и фуражная группа (ячмень, овес, горох), и высокодоходные чечевица, рапс и соя. Последние три года выращивается кукуруза: она на своих корнях провоцирует всходы заразихи, что в свою очередь создает благоприятные условия для главной маржинальной культуры – подсолнечника. Применение всех этих технологий влияет на плодородие почвы и приносит хорошую прибыль.
– За шесть лет урожайность повысилась примерно на 20%. Показатели качества продукции тоже стали выше. Теперь у нас вся пшеница только продовольственная, – рассказывает Анатолий Цирулев. – Мы ведем прибыльное хозяйство. В прошлом году выручка от реализации составила 49 миллионов рублей. А чистая прибыль – 8,5 миллиона рублей.
Посевная в «Агроакадемии» хоть и началась раньше, чем обычно, 4 апреля, но из-за осадков закончилась только в конце мая. Дожди продолжились и в июне, задержав график обработки посевов. Но простои здесь исключены: если в поле не выйти, значит, все работают в мастерских. Четверокурсник Владислав Егоренков в хозяйстве не новичок: в прошлом году проходил практику. Сейчас он помощник механизатора на МТЗ-80.
– Теорию, само собой, нужно знать, но и без практики не обойтись. Сегодня проводили техобслуживание тракторов. Предстоит готовить комбайны к уборочной. Знания, полученные в вузе на семинарах и лекциях, можно закрепить, только применив их в реальных условиях, – говорит Владислав.
В «Агроакадемии» заняты пятеро студентов аграрного университета. Двое проходят производственную практику, а трое уже работают на постоянной основе. Отабек Эшкуватов впервые пришел сюда на стажировку после третьего курса инженерного факультета и остался подрабатывать в свободное от учебы время. Сейчас он учится в магистратуре. В эту посевную его взяли на должность механика.
– Во время сева техника работала хорошо, не ломалась. Для этого мы ее готовили всю зиму. Основательно провели капитальный ремонт, – отмечает студент.
Отабек – выходец из Узбекистана, но свое будущее видит в АПК Самарской области. В перспективе планирует участвовать в программе поддержки молодых специалистов на селе, которую реализует региональное аграрное ведомство.
Для студента третьего курса инженерного факультета Виктора Копытина нынешняя посевная – первый опыт работы в сельхозпроизводстве. Практику он проходит в «Мясоагропроме» Красноярского района, где занимаются и растениеводством, и животноводством. Этот шанс молодой человек считает настоящей удачей и планирует продолжить сотрудничество:
– Со второго курса занимаюсь разработкой установки по переработке органических отходов в высококачественные удобрения. Пока это проект. На четвертом курсе планируем создать оборудование, и во время преддипломной практики можно будет его здесь испытать.
Пока Виктор работает помощником механизатора. Он вместе с однокурсниками прошел обучение по специальности тракторист-машинист. На посевной ему доверили выполнять прикатывание.
– В первый день работы в поле полетел подшипник на катке. Инженер привез запчасть. Рассказал, как заменить. Под его руководством отремонтировал. Все получилось. Важно, что называется, «понюхать пороху». Это поможет в дальнейшем освоении профессии, – считает молодой человек.
Весной и летом студенты аграрного университета проходят производственную практику в хозяйствах региона. По традиции первыми трудовой семестр начинают агрономический и инженерный факультеты. В этом году они вышли в поле уже 20 апреля.
– Стараемся, чтобы агрономы и инженеры свою практику отрабатывали во время посевной. Это продиктовано их профилем и необходимостью провести сев в агротехнические сроки, – объяснил Сергей Васильев, начальник отдела практик и трудоустройства. – Обычно наши студенты проходят практику в Самарской области. В этом году из-за пандемии студенты из Казахстана и Оренбургской области были вынуждены остаться на родине.
Университетом заключено более 60 договоров о сотрудничестве с предприятиями. Практика у будущих агрономов и инженеров продлится до конца июня. В начале лета к ним присоединились экономисты, а с июля на практику выйдут животноводы.
Профессиональное училище села Домашка тоже тесно сотрудничает с сельхозпредприятиями. В собственности образовательного учреждения 160 гектаров пашни, есть свой парк техники: 9 тракторов и прицепные агрегаты.
– Наше учреждение географически выгодно расположено. Находится на стыке трех районов: Волжского, Нефтегорского и Кинельского, откуда большинство наших учащихся. Педагоги школ называют нас кузницей рабочих кадров, – рассказывает Татьяна Баландина, и. о. директора профучилища. – Училище имеет сельскохозяйственную направленность и готовит специалистов по 12 профессиям.
В посевной этого года ребята не смогли принять участие – из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции были вынуждены уйти на самоизоляцию. Поля пришлось сдать в аренду. Но студенты смогут участвовать в обработке посевов и уборке урожая. В мае некоторые группы сдали сессию и вышли на производственную практику.
– По каждому модулю определены сроки производственной практики. В среднем – от 1,5 до 2 месяцев. Практику можно проходить на полях училища или на предприятиях. С хозяйствами заключается договор. По окончании студенты готовят отчетность, – поясняет Наталья Носовская, заместитель по учебно-производственной работе.
Учиться в самарском аграрном университете – мечта Любы Рахмановой. Она с отличием окончила Домашкинское училище по специальности «хозяйка усадьбы». Этот выбор девушка сделала, чтобы научиться житейским навыкам. Люба сирота. Ее детство прошло в Чапаевском детском доме. В Домашкинском училище из 207 учащихся 37 детей-сирот. Ребята обеспечиваются общежитием, бесплатным питанием. А главное, училище дает основы любой сельскохозяйственной профессии.
– В мою специальность входит несколько квалификаций: поварское дело, уход за животными, земледелие. Учиться, конечно, непросто, зато отсюда выходишь настоящим универсалом. Можно везде устроиться, – говорит Люба.
В программе обучения особое место занимают занятия по земледелию, на которых теория совмещается с практикой. Вместе с преподавателем Ириной Капитуновой зимой учащиеся выращивают рассады цветов и овощей, весной высаживают их на участке.
Андрей Юшин тоже сирота. В этом году он получил диплом по специальности «автомеханик». Его квалификации – оператор заправочной станции, слесарь, автомеханик, водитель. Умений же у него гораздо больше. Каждый год Андрей участвовал в посевной, работал на полях училища.
– К работе в полях учащиеся допускаются после второго курса. Сначала все процессы изучаются в лаборатории, потом – на испытательном участке, и только после этого ребята выходят в поле, – рассказал Вячеслав Крыслов, преподаватель учебно-производственной практики. – Наше училище готовит специалистов среднего звена: они должны уметь делать все. Например, для автомеханика очень важная компетенция – кузовные работы. Сейчас, к сожалению, ее убрали из программы. Приходится обучать внеурочно.
2020 год для училища особенный – ему исполнилось 75 лет. Через неделю после Дня Победы, 17 мая, в Домашке была создана школа механизации. Ее материально-техническую базу обеспечили Утевская и Домашкинская машинно-тракторные станции. Тогда ряды механизаторов значительно пополнились за счет демобилизованных. От них зависели сохранность техники и повышение ее производительности. Для этого многим нужно было повышать квалификацию, а кому-то учиться с азов. Ведь большинство фронтовиков встали на защиту родины сразу после окончания школы, а некоторые даже не успели получить аттестат. В музее училища хранится фотография первых выпускников. На ней 20 молодых ребят, которые буквально недавно ходили с автоматами в атаку.
В первый же год школа механизации подготовила больше 150 трактористов и комбайнеров. Образовательная программа была рассчитана всего на три месяца. Учащихся и педагогов воодушевляла победа: сложную по тем меркам технику они осваивали быстро и основательно.
За 75 лет из стен Домашкинского училища вышло почти 20 тысяч выпускников. В этом году еще около 80 молодых специалистов пополнят ряды сельскохозяйственных производственных коллективов.
Привлечение студентов-аграриев к посевной позволило компенсировать недостаток рабочей силы в агропромышленном комплексе. Это была инициатива Министерства сельского хозяйства России, чтобы поддержать предприятия АПК в условиях распространения коронавирусной инфекции. Такая практика будет продолжена и во время уборки урожая.
Татьяна ДАВЫДОВА
Фото: Евгений ЛИТВИНОВ
Рубрика: Молодая смена АПК. Номер: № 6 (260). Год: 2020.