Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Под стук швейной машинки…

Под стук швейной машинки…

Мастеру народных художественных ремесел и промыслов Самарской области, а также создателю собственного ателье «Золотая иголочка» Гульнаре Насыйровой любая работа по плечу. Кроме пошива одежды, она создает неповторимые пуховые платки, шьет полотенца и татарские национальные костюмы. На ее счету свыше тысячи нарядов.

Путь к творчеству

Гульнара с юного возраста интересовалась рукоделием. Этот интерес передался ей от бабушки, которая всю свою жизнь вязала оренбургские пуховые платки из козьего пуха. Сначала она наблюдала за процессом, а потом и сама пристрастилась к нему

– Процесс изготовления пухового платка очень кропотливый и долгий, – говорит мастерица. – Сначала козу вычесывали. Затем из материала вручную удаляли толстый волос, примеси, мусор и все лишнее. Тщательно прочесывали пух с помощью специального гребня. Пряли из него ниточку, перекручивали веретеном и начинали вязать... Все это было очень интересно!

В пять лет Гульнара уже научилась вязать и проводила каждый вечер за спицами, а в школьные годы увлеклась и шитьем. Сначала маленькая рукодельница шила платья своим куклам. Так у нее собралась самая большая и красивая коллекция нарядов для кукол на зависть другим девочкам.

Эксперименты с кукольной одеждой подтолкнули юную швею сшить что-то и для себя, но для этого у нее не было самого главного инструмента – швейной машинки. Мама девочки, видя ее увлеченность и способности, всячески поддерживала дочь. Когда Гульнара училась в шестом классе, она купила ей лучшую в то время швейную машинку – «Чайку».

– Я помню, как не могла дождаться, когда мы вернемся домой, чтобы я скорее села за эту машинку,– вспоминает Гульнара. – У меня горел каждый кусочек моего тела от того, что очень хотелось начать скорее что-то шить!

С тех пор девушка не расставалась с машинкой. Сначала шила простые изделия – салфетки, мешочки под сахар или крупу, а затем, в подростковом возрасте, выпросив в эпоху дефицита с большим трудом у мамы белую простынь, Гульнара сшила себе женские шорты – бермуды.

– В 14–15 лет я была самым модным подростком в школе, все на меня обращали внимание. У меня были юбки в складку, брюки, блузки – все я отшивала себе сама, – рассказывает мастерица. – Потом по­дружкам шила. Учась в торговом училище, также продолжала этим заниматься. Когда замуж вышла и детки родились – шила и приданое, и для роддома, и вещички детские. Потом я поступила в техникум легкой промышленности на заочное обучение, его окончила и получила швейное образование. И сейчас оба навыка мне пригодились в жизни, особенно когда я решила открыть свое ателье.

Прикасаясь к истории

Уютное помещение, обставленное национальными костюмами, тюбетейками и различными платками... Сразу и не поймешь – это музей или все-таки мастерская. На стене развешаны различные фартуки с национальными орнаментами, пуховые жилеты ручной вязки, расшитые бисером и бусинами, полотенца на никах (бракосочетание. – Прим. ред.). В этом году ателье «Золотая иголочка» исполнилось 10 лет.

– Первые национальные татарские костюмы я отшивала 15 лет назад для танцевального коллектива «Йолдыз» («Звезда». – Прим. ред.) в школе «Яктылык», – вспоминает Гульнара. – Прошло уже много лет, но до сих пор дети продолжают в них танцевать. Я всегда очень ответственно подхожу к пошиву одежды и шью только из самой хорошей ткани. Ко мне часто обращаются клиенты из Дома дружбы народов, а также приезжают из разных районов. Я шью не только татарские национальные костюмы, но и казахские, башкирские. Мне интересны их традиции, поэтому я с радостью за них берусь.

Наша героиня считает, что подсознательно человеку хочется найти принадлежность к чему-то большему и быть причастным к родовой силе. Надевая одежду с национальными мотивами, человек прикасается к истории и восстанавливает духовную связь со своим народом.

– Интересен каждый элемент костюма. Однажды для музея «Мирас» в татарской школе мы отшивали одежду крестьян. Изучали в энциклопедии, как они выглядели и что носили, вплоть до нижнего белья. Нашли те самые старинные ткани и дотошно работали над каждой деталью. Также мы воссоздали два старинных костюма – горожанина и горожанки.

В среднем на индивидуальный пошив одного национального костюма уходит месяц, а то и три. Учитывается количество материала – расход зависит от роста, комплекции человека, модели и длины изделия.

– Мы учитываем мерки человека и отдельно строим сетку на каждого. Любой заказ индивидуален. Есть ателье, которые отшивают за месяц тысячи костюмов, как конвейер, а у нас – эксклюзивный подход. Я изготавливаю каждый костюм отдельно. Бывает, просыпаюсь в 4 утра и думаю, как мне лучше деталь обработать. В каждый костюм я вкладываю душу.

Одежда на любой вкус

В ателье Гульнаре Насыйровой помогает другая мастерица – Алсу Баязитова. Вместе они готовы осуществить любую задумку заказчика. «Золотая иголочка» – мастерская с широким спектром услуг. Здесь осуществляется пошив одежды, ее ремонт, перекрой, реставрация, в том числе изделий из кожи, меха, и многое другое.

– Мои заказчики – люди абсолютно разные. Ко мне приходят учителя, врачи и даже стилисты. Все они делают ставку на качество и комфорт. Бывают и очень необычные заказы, например, однажды мы шили большой пуфик в виде Ждуна (мема, олицетворяющего ожидание. – Прим. ред.), – смеется Гульнара.

В небольшом помещении есть все для осуществления любой задумки. Профессиональные швейные машинки, оверлок, многочисленные коробки, в которых хранятся различные ткани, нитки, иголки и прочие принадлежности. А также старенькая, но все еще функционирующая первая швейная машинка – «Чайка», которую мастерица оставила в память о своих первых шагах в швейном деле.

Сохраняя традиции

Виртуозно, как иголкой и ниткой, мастерица владеет татарским языком. Носительница самобытной культуры бережно хранит знания о традициях предков и воплощает их в костюмах. Здесь и татарские изогнутые узоры, и тамбурная вышивка – все орнаменты расшиты вручную. В такие наряды несколько веков назад облачались татарские красавицы.

– Вот эту шапку и хаситэ (украшение – широкая лента через плечо. – Прим. ред.), – показывает рукодельница, – мы сшили специально для конкурса «Татарская красавица». Головной убор и украшение сделаны по образу казанской царицы Сююмбике. Также здесь у нас представлены вышитые полотенца бал, май (масло, мед. – Прим. ред.) на сватовство, которые похожи на русские рушники, только вместо хлеба и соли на них кладут масло и мед. А еще у нас есть одежда для гусей, в которую можно нарядить запеченных гусей на никах – это очень красиво.

Все, что сшито ее руками, можно носить как в повседневной жизни, так и на сцене. Уникальные изделия талантливой женщины уже много раз выставлялись на многочисленных выставках, ярмарках и форумах. Кроме того, мастерица проводит различные мастер-классы, на которых дети и их родители могут научиться изготавливать калфак (женский головной убор. – Прим. ред.) или изю (нагрудное украшение. – Прим. ред.).

Младшая дочь Гульнары, Алсу, переняла от мамы любовь к творчеству и создает невероятно красивые броши ручной работы.

– Без любви нельзя в этой работе, станешь жестким, если будешь считать одни деньги, – уверена хозяйка ателье. – У нас небольшое помещение, всего 17 квадратных метров, но когда клиенты приходят и восклицают «Как здесь уютно и хорошо!» – мне очень приятно. Для меня важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно, потому что ко мне приходят семьями, которых я знаю до седьмого колена. Когда я начинала, то уходила из дома с одним раскладным столом, двумя машинками и утюгом. А сейчас у меня есть все, что необходимо.

В планах у швеи в ближайшие годы увеличить помещение. А еще Гульнара мечтает устроить показ традиционных исторических костюмов Самарской области, переделанных на современный лад. 

Джамиля ШАРИФУЛЛИНА

Фото автора и из личного архива Гульнары НАСЫЙРОВОЙ


Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 9 (263). Год:  2020.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», март 2024

«Агро-Информ», март 2024
Скачать pdf