Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Ориентир на экспорт

«Агро-Информ» № 3 (257) март 2020.

Рубрика: «Нацпроекты»

Одним из приоритетных направлений развития АПК Самарского региона остается увеличение объема продукции, поставляемой на зарубежные рынки. Причем особое внимание уделяется экспорту несырьевых неэнергетических товаров. С целью обсуждения этих вопросов первый заместитель министра сельского хозяйства Евгений Афанасьев посетил переработчиков Жигулевска.

ЧЕМПИОНЫ ПО ЭКСПОРТУ

Кондитеры ООО «Услада» нашли путь к сердцу сладкоежек не только отечественных, но и зарубежных. Комбинат в месяц производит свыше 1000 тонн сахарного печенья и продукции вафельной и зефирной группы. Почти половина произведенного идет на прилавки Белоруссии, Казахстана, Китая. За 2019 год экспорт предприятия составил более двух миллионов долларов.

ООО «Услада» вступило в проект «Экспортный акселератор», который нацелен на продвижение самарских предпринимателей на международный рынок. И в прошлом году фабрика стала победителем окружного этапа всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта. Напомним, эта награда присуждается организациям и индивидуальным предпринимателям, достигшим наибольших успехов в осуществлении экспорта несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. Жигулевская «Услада» стала триумфатором в категории малое и среднее предпринимательство, ей был присвоен почетный титул «Экспортер года в сфере АПК».

– Мы активно сотрудничаем и с дистрибьютерами, и оптовыми заказчиками. Также есть ретейл: работаем как с федеральными сетями, так и региональными. Нам очень интересно с ними работать: это тот сегмент, который обеспечивает стабильность и своевременную оплату. В структуре продаж сети занимают 30%, 30% – дистрибьюция, 40% – экспорт, – рассказал коммерческий директор Руслан Алиев. – В перспективе хотим наращивать все каналы сбыта. В том числе стратегия компании направлена на развитие внешнеэкономической деятельности. Запас мощности позволяет это делать: производство можно увеличить еще в два раза.

СЛАДКОЕ ДЕЛО

Рецепты кулинарных шедевров хоть и держатся за семью печатями, жигулевские кондитеры для приезжих гостей приоткрыли завесу шоколадно-мучного волшебства. Экскурсия начинается со спецобмундирования: вход на производство только в халате, шапочке и бахилах.

Начало сладкому делу было положено в 1997 году. На базе Горпищекомбината, который в советскую пору в Жигулевске производил кукурузную палочку, была сделана реорганизация. Один из цехов нынешнего предприятия до сих пор располагается еще в тех помещениях. А тогда вся фабрика состояла всего из двух линий, на которых выпускали вафельные рулетики и сахарное печенье. Рецептуру отрабатывали вместе с учеными одного из московских НИИ. Те сладости пришлись по вкусу покупателям. И печенье, и вафельки расходились на ура, большими партиями вывозились в Москву и Петербург. За 23 года в «Усладе» производили мармелад, птичье молоко, овсяное печенье и пряники. Ассортимент продукции постоянно обновляется, но качество остается неизменным.

– Сегодня мы ушли от всех мелких производств, оставили и закупили линии, которые производят большие объемы. Если вафли, то сразу 9 тонн в сутки. Но эти преобразования не отразились на качестве продукции. Дело в том, что оборудование очень капризное, мы не можем менять рецептуру. Если даже вместо муки высшего сорта взять второго сорта или первого, сразу идет брак. Та рецептура, которая была изначально, используется до сих пор, – рассказала главный технолог фабрики Марина Куимова.

В НОГУ С НАУКОЙ И ТЕХНИКОЙ

Сегодня на кондитерской фабрике общей площадью 4,5 тысячи квадратных метров располагается восемь высокотехнологичных производственных линий. Все оборудование – передовых фирм: Haas (Австрия), Walter и Hebenstreit-Rapido (Германия). Их обслуживает свыше 200 работников. Если раньше весь процесс выполнялся на виду и руками, то современное оборудование большей частью закрытое, все важные манипуляции делает автомат. То, как кусок теста превращается в кондитерское изделие, можно судить только по эпизодам, когда транспортер перевозит продукцию от одной технологической операции к другой.

– Рабочая смена начинается в 7 утра, когда выполняется цикл по замесу теста. Все ингредиенты на линию подаются автоматически: и вода, и мука, и сахар. Сейчас на фабрике практически нет ручного труда. Здесь нет места таким меркам, как «на глазок» и «по интуиции». Все точно. Печи снабжены всевозможными датчиками, которые исключают подгорание. Возможность настройки скорости потока горячего воздуха и свободный объем пекарной камеры за счет установки тележки с различными противнями позволяет в одной печи выпекать мучную продукцию, требующую разных температурных режимов, – рассказывает Марина Куимова.

Ассортимент выпускаемых сладостей на «Усладе» удовлетворит любого гурмана– в общей сложности более 80 позиций. Самая популярная продукция жигулевских кондитеров – вафельные рулетики. Производством этого изделия заняты пять линий. В общей сложности выработка в месяц получается свыше 400 тонн. На вид – простое лакомство, а по сути – шедевр науки и искусства. Не оставляет в покое вопрос – как хрупкие листы вафель удается сворачивать в тугие завитушки, и при этом изделие не теряет своих хрустящих свойств? А о зефире сотрудники в один голос говорят, что он у них уникальный. За 20 лет кондитеры научились делать воздушное сладкое наслаждение, которое не навредит фигуре.

ОСВОЕНИЕ АЗИИ

Высокое качество продукции «Услада» уже неоднократно подтверждалось дипломами, почетными знаками и медалями на выставках: «Лучший отечественный товар», «Российское качество», «100 лучших товаров России» и другими. Одним из перспективных направлений для дальнейшего продвижения на рынки азиатского региона кондитеры считают сегмент халяльной продукции. В 2019 году на международной выставке в Самаре ими был получен сертификат соответствия этому виду товаров.

Есть серьезные наработки по освоению рынка Узбекистана. Только за три месяца текущего года объем экспорта в эту страну составил свыше полутора миллионов рублей. В планах – ежемесячные поставки на сумму порядка 10 миллионов рублей.

– Узбекистан – это 4 миллиона населения. Мы рассчитываем на этот сегмент рынка. Мы понимаем, что с изменением экономической ситуации в Узбекистане, снятием всех таможенных пошлин данный рынок имеет большой потенциал. Поэтому не теряем время зря. Действительно, продажи там стартуют хорошо. В связи с этим планируем увеличение производства продукции в этом году как минимум на 20%, – поделился планами Роберт Пецко, заместитель генерального директора.

По всему очевидно, что сегодня «Услада» – это мощная и перспективная площадка: там сохраняется производство традиционной «кондитерки» и создаются новые вкусы.

СЧАСТЛИВАЯ ДЕВЯТКА

Цифра 9 имеет особое значение для ООО «Жигулевский водочный завод». Предприятие открылось 9 сентября 1999 года. В честь этого события первая продукция и получила название «99999». Эта марка после ребрендинга сохраняется по сей день. В общей сложности ассортимент водки сегодня составляет около 30 наименований.

Площадь предприятия – 0,65 га. Сейчас это одна сплошная ровная площадка. Но когда-то здесь был овраг. Основателю завода Юрию Корневу пришлось сначала изменить рельеф местности и только потом возводить строения. Все цеха предприятия были построены с нуля с соблюдением противопожарных и санитарных норм: предусмотрели и хранилище, и спиртоприемник, и производственное помещение. Оборудование на заводе современное, позволяет выпускать алкогольную продукцию высокого качества. Весь товар соответствует системе менеджмента безопасности пищевой продукции ISO. Сегодня развитием завода занимается брат Юрия – Владимир Корнев. На вопрос, чем хороша их «горькая», отвечает скромно:

– Все это – условность. Хлеб все пекут. И все примерно один и тот же рецепт берут за основу, одни и те же ингредиенты используют. Но у кого-то чуть лучше получается, у кого-то чуть хуже. В нашей продукции нет никакого секрета – просто строго следуем рецептуре, учитываем все нюансы.

На предприятие чистый спирт поступает в автоцистернах. И уже здесь смешивается с водой, фильтруется по особой рецептуре, добавляются необходимые компоненты. После этого готовая водка поступает в цех розлива. Он состоит из двух линий. Самая длинная – чуть больше 10 метров. Начинается процесс розлива с подготовки тары. Каждая бутылка осматривается и ополаскивается изнутри водкой. И только после этого они по транспортеру попадают на автомат, где наполняются крепким напитком.

Необходимо отметить, что на заводе весь процесс автоматизирован. Линию обслуживает 53 работника, их задача – вовремя подавать в начале линии пустую тару, а в конце снимать наполненную и следить за процессом. А машина даже крышки закрывает и акцизные марки наклеивает.

30 ВКУСОВ «ГОРЬКОЙ»

Главное направление деятельности Жигулевского водочного завода – производство дистиллированных алкогольных напитков. «Volodinka», «Partner», «99999 Gold», «Amadeo», «Petrovka», «Домашний доктор», «Калитка» – продукция на разный вкус и случай. Самая статусная в этой линейке – водка «Partner». Уже ее упаковка – настоящее произведение искусства. А содержащаяся в ней водка – премиум-класса. Свое название получила неспроста: слово «партнер» на всех языках мира воспринимается одинаково.

– Одна бутылка «Partner» под 5 евро выходит, – рассказывает Владимир Корнев. – Зачем такая дорогая водка нужна? Стоял вопрос о выпуске имиджевого продукта. Сделали дизайн. Все откатали в лучшем виде. А потом составляющие упаковки собирали по всему миру. Бутылка – из Франции, на нее в Польше наносится декор, колпачок – из Италии, железный короб – из Китая. Просто такого в России на тот момент вообще не делали. Вот только в этом году обещают запустить производство бутылки. Посмотрим, надеемся – перейдем на нашу отечественную тару.

Ассортимент продукции постоянно расширяется и обновляется. Новшество завода – настойки.

– В нашей продукции вообще нет химии. Не используем ни ароматизаторы, ни добавки. Сами делаем настои на пророщенной пшенице, ржи, березовых почках, кедровых орешках. Никаких концентратов не добавляем. В этом году начали делать настойки «Перцовую с медом» и «Крепкий орешек». Пока две позиции, посмотрим, какой спрос будет. Если пойдет, есть возможность эту линейку расширить, – делится заместитель директора по производству Татьяна Солдатенкова.

На каждом этапе производства продукция подвергается строгому контролю и анализу. Для этого в лаборатории завода установлено специальное оборудование. В частности, при помощи хроматографа определяются все токсичные микропримеси водки, которым не место в готовой продукции.

В первый год завод произвел около 120 тысяч декалитров продукции, сейчас только в месяц впускает больше 50 тысяч, а в год – 650 тысяч. Большая часть товара идет на экспорт. Жигулевская водка пользуется успехом на Украине, в Казахстане, Азербайджане, Армении, Абхазии и Германии. По результатам прошлого года доход от реализации продукции за рубеж составил без малого два миллиона долларов. Руководство завода признается, что для дальнейшего развития особый интерес представляет именно экспорт. Наращиванием объемов они сегодня и занимаются. Одна из ближайших перспектив – рынок в Турции.

На обоих предприятиях в завершение визита состоялось совещание, где обсудили меры по поддержке переработчиков в экспортной деятельности. Кондитеры высказали заинтересованность в компенсации расходов на поставку сырья для производства экспортной продукции. Кроме этого обозначили проблемы, которые препятствуют налаживанию внешнеэкономических связей. К примеру, для выхода на рынок ЕС необходимы данные лабораторных исследований некоторых компонентов продукции, в частности жира. Но российские лаборатории такие анализы не проводят. Оба жигулевских переработчика подняли вопрос дороговизны железнодорожных перевозок и сложности логистики. Решение по ряду проблем было принято сразу же, некоторые замминистра Евгений Афанасьев взял на карандаш и обещал их проработать. Отметим, что в соответствии с соглашением с Минсельхозом России в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» объем самарского агроэкспорта в 2020 году запланирован на уровне 223 миллионов долларов.

Татьяна ДАВЫДОВА

Фото: Евгений ЛИТВИНОВ

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», апрель 2021

«Агро-Информ», апрель 2021
Скачать pdf