Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Образование онлайн

В связи с эпидемиологической обстановкой образовательные учреждения вынуждены работать в онлайн-режиме. Специалисты «Самара – АРИС» приступили к дистанционному обучению аграриев. Как это происходит – рассказывает заместитель директора «Самара – АРИС» Оксана Галиева.

– Оксана Игоревна, какие услуги предоставляет «Самара – АРИС» (в свое время школа самарского АПК) сегодня?

– У нас три основных направления: информационно-консультационные услуги, дополнительное профессиональное образование, и не так давно мы стали центром компетенций по сельхозкооперации.

Через наши информационные ресурсы – журнал, брошюры, справочники, интернет-портал, видеоресурс – мы рассказываем населению о новинках, перспективных направлениях, мерах государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли. Консультационные услуги оказываем письменно – отвечаем фермерам на их запросы через портал госуслуг, устно – когда человек приходит с вопросом в наш центр, также проводим выездные консультации. Например, к нам обращаются с вопросами о здоровье животных. Специалисты отправляются в фермерское или личное подсобное хозяйство и на месте разбираются с проблемой, дают советы.

Что касается образовательных услуг, организация их оказывает на основании бессрочной лицензии. Повышение квалификации в нашем центре ежегодно проходят более тысячи человек. Сейчас мы обучаем всех сельхозтоваропроизводителей, у кого уже есть среднее или высшее образование. Со следующего года планируем заняться теми, у кого только аттестат о среднем образовании.

– Как вы определяете актуальные темы для самарских фермеров и набираете желающих обучиться?

– Мы собираемся всем педагогическим составом: специалисты по растениеводству, животноводству, ветеринарии, экономике, управлению персоналом и разрабатываем темы в зависимости от потребностей аграриев. Тематический план согласовываем с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. После чего направляем его в муниципальные районы. И на основании заявок от районов составляем план обучения. Основная загруженность – первый и второй кварталы года.

– Какие темы предлагаете?

– Их много: животноводство, птицеводство, охрана труда, искусственное осеменение крупного рогатого скота, интересная тема «Создание и эффективное функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных ферм». Для руководителей предприятий проводим тренинги по мастерству публичных выступлений. Штат преподавателей у нас небольшой, но мы имеем возможность привлекать к учебному процессу специалистов со стороны. Сотрудничаем с научными учреж­дениями, с развитыми хозяйствами региона – приглашаем на лекции профессоров и практиков. У нас практико-ориентированный подход к обучению – преподаем не только теорию, но и выезжаем со слушателями на предприятия. Например, по искусственному осеменению сотрудничаем с хозяйством «Купинское», тему изучаем на живых экспонатах.

– С введением ограничительных мер как изменился учебный процесс?

– Мы оперативно отреагировали на ситуацию. В Безенчуке есть хорошая база с учебным корпусом и компьютерными классами. Изучили возможности онлайн-ресурсов. Остановились на платформе Zoom и вернулись к образовательному процессу на этой площадке. У преподавателей приготовлены презентации, которые они используют во время дистанционных лекций. Раздаточный материал направляется слушателям в электронном виде.

– Как можно записаться на онлайн-обучение?

– На портале госуслуг можно подать заявку на бесплатное обучение по любой теме согласно учебному плану. Мы принимаем заявление в течение одного дня. Связываемся с заявителем, рассказываем, какие документы необходимо предоставить. После чего вносим его в список слушателей, направляем расписание занятий и подробную видеоинструкцию, как подключиться к онлайн-конференции. Чтобы пройти обучение, слушателям достаточно иметь компьютер или смартфон с выходом в интернет.

– Кто в настоящий момент обучается онлайн? Есть отзывы?

– Сейчас группа фермеров проходит тему «Создание и эффективное функционирование КФХ и семейных ферм». В рамках курса мы рассказываем, как зарегистрировать свое крестьянское (фермерское) хозяйство, какую систему налогообложения выбрать, какие меры государственной поддержки существуют, как собрать документы, чтобы поучаствовать в конкурсе грантов. Рассматриваем разные направления сельского хозяйства, подробно рассказываем, как содержать скот, как его кормить и так далее. Среди обучающихся есть руководители, специалисты сельского хозяйства, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств. Все они из разных районов области, потому дистанционный режим обучения им удобен.

Большой плюс такого формата еще в том, что мы можем приглашать на онлайн-конференции преподавателей из других регионов, которые не всегда могут приехать, чтобы провести занятие. Например, Башкирия может рассказать об успешном опыте кооперации. В Москве и Омске есть ревизионный союз, который проводит обучающие семинары. Так, с представителями самарских кооперативов мы приняли участие в семинаре ревизионного союза «Агроконтроль» по паевым фондам в кооперативах.

– Практические занятия выпали из образовательного процесса?

– В этом для нас минус онлайн-обучения. Мы рекомендуем слушателям образовательные и технологические фильмы, но очевидно, что они не компенсируют посещение хозяйств. Группа, которая сейчас проходит обучение, получит удостоверения установленного образца без практики. В марте мы провели обучение по ветеринарной санитарной экспертизе, пару дней не хватило группе для прак­тики и экзаменов – ввели ограничительные меры. По согласованию с департаментом ветеринарии документы об окончании курсов слушатели получат после практики и экзамена по завершении ограничительных мер.

– С какими еще недостатками онлайн-обучения вы столкнулись?

– Наши слушатели – это жители небольших поселков, деревень, а не только районных центров. Не во всех населенных пунктах есть уверенный доступ в интернет, в этом проблема. Люди не всегда могут подключиться к конференции, порой зависает видео, нет возможности задать вопрос. Ну и нет межличностного общения, что для нас тоже важно. Когда сельхозтоваропроизводители приезжают на обучение в наш центр, они знакомятся, общаются, обмениваются опытом и контактами. Это хороший бонус к тем знаниям, которые они получают. Ну а в сегодняшней эпидемиологической ситуации всех очень выручает дистанционное обучение, так что образовательный процесс не останавливается.

– Можно сказать, что ситуация открыла для организации новые возможности и форматы?

– Это действительно так. Мы планировали внедрять дистанционное обучение, но ситуация ускорила этот процесс. Сейчас предложили внести изменение в госзадание, будем корректировать образовательный план и предлагать очную, очно-дистанционную и дистанционную формы обучения. Определили ряд тем, такие как охрана труда, которые можно проводить дистанционно. Мы запишем видеолекции специалистов. Обучающиеся будут смотреть, выполнять задания и переходить к следующему уроку. На очно-дистанционное обучение можно перевести и фермеров, которые планируют участвовать в конкурсе грантов. А техники по искусственному осеменению останутся на очном обучении. Такие специалисты должны присутствовать на лекциях и практике. Мы создадим электронную библиотеку, доступ к которой будет у всех наших слушателей.

Должна сказать, что мы совершенствуем свою деятельность, вносим полезные изменения и готовы использовать разные формы и методы обучения, которые будут наиболее удобны для сельхозтоваропроизводителей.

 

Наталья ГРЕЦОВА

Фото из архива «Агро-Информ»

Рубрика:  Актуально. Номер:  № 5 (259). Год:  2020.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», март 2024

«Агро-Информ», март 2024
Скачать pdf