Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Мир ручной керамики

Воспитанники студии керамики «ОльЕль» поселка Алексеевка на своем примере доказывают, что не боги создают и обжигают горшки. Здесь, пока крутится гончарный круг и в руках начинающих мастеров оживает глина, время останавливается.

Ловкость рук

Пасхальный заяц забирается в корзину за морковкой – такой сюжет десятилетняя Алиса Бородакова выбрала для своей керамической работы к праздничному столу. По ее словам, в их семье всегда заранее готовятся к Светлому Воскресенью: мама печет куличи, красит яйца. А Алиса помогает украшать дом. Девочка уже три года занимается в студии керамики.

– На выставках, ярмарках, где встречались гончары, меня было не оторвать от гончарного круга, глины. Приходила нарядная, уходила грязная. В какой-то момент мама сдалась и отвела меня в студию к Олесе Александровне. И сейчас я от нее никуда. Мне все очень нравится. Глина успокаивает. Целый день бы сидела и лепила, – не отрываясь от дела, делится Алиса. – Но здесь и характер надо проявить. Был случай – чайную пару переделывала несколько раз: она то разбивалась, то разваливалась. Зато, когда задуманное удается воплотить, – это настоящая победа.

Преодолевать себя и покорять глину девчонок и мальчишек поселка Алексеевка учит Олеся Елькина. В ее студии керамики «ОльЕль» шесть разновозрастных групп. Сначала родители приводят на занятия детей, а потом и сами садятся за лепнину.

– Группы собираю маленькие, потому что к каждому нужен индивидуальный подход. У нас и обучение, и своеобразная психотерапия получается, – смеется Олеся. – Во время работы с глиной задействована мелкая моторика, что дает ощущение включенности в процесс и улучшает мозговую деятельность. У детей это, конечно же, отражается на их почерке, да и в целом на общем развитии. А взрослые просто отдыхают от работы.

В конце все уходят с изделием, которое сделали своими руками. «Шедевры» из такого живого материала, как глина, радуют, дарят положительные эмоции. На мастер-классы к Олесе собираются и большими коллективами, и в узком кругу. В последнее время в Алексеевке вошло в моду дни рождения праздновать за рукоделием – и дело, и потеха.

Возможно все!

С появлением первой зелени начинающие гончары на урок идут с букетами. И они не для подарка, а для творчества. При изготовлении изделий с оттиском растений в ход идут колоски, травинки, цветочки – что глаз выцепит. По сравнению с силиконовыми молдами натуральный материал менее прочный, зато рисунок, сделанный с помощью него, выглядит гораздо выигрышнее.

– Глину хорошо проминаем, раскатываем, потом раскладываем на получившемся пласте композицию из растений и еще раз раскатываем. Затем растения аккуратно убираем, чтобы их отпечатки на будущей тарелке сохранить, – объясняет процесс Олеся своим ученикам.

Для работы используют скалки, ножики и даже блюдечки – почти как на кухне. Даша Петрова ловко орудует со всем инструментарием, хотя только первый год учится гончарному ремеслу. У нее уже дома накопилась целая коллекция работ. Самые любимые среди них – «Маленькая лягушка» и «Кокосик».

– На последнем этапе лепки надо водой разгладить поверхность тарелки, чтобы скрепить ее и чтобы не было трещин. Потом края подрезать и бортики загнуть. Главное, сильно не растягивать, чтобы стенки не истончились, – рассказывает девочка, сосредоточенно выполняя свою работу.

Арине Некрасовой студия дает возможность для самовыражения. Здесь для нее все границы отступают.

– Я люблю советские мультфильмы. В прошлом году лепила героев из «Приключения Незнайки». В этом – бременских музыкантов. Атаманшу и Короля осталось обжечь и глазировать. Еще надо слепить Кота, Петуха и Осла, – говорит Арина.

Секретный ингредиент

20 дней отделяет ничем не приглядную массу глины от изящной вазы или уникального бокала. Ровно столько времени уходит, чтобы идеи гончара материализовались. Олеся признается, что это долгий процесс, но в результате получается штучный предмет, особенный, потому что в каждый вкладывается тепло рук и сердца мастера.

– Изделие лепится час – полтора, иначе глина высохнет и не будет податливой. Потом разрисовывается. И около 10 дней сохнет в специальном сушильном шкафу. Затем следует два этапа обжига в муфельной печи. Первый, при 1200 градусах, длится примерно 12 часов. Второй проводится уже с глазурью. Если покрыть жидким золотом, нужен еще один обжиг, – рассказывает мастер.

Гончарное ремесло – это целая наука. Глина может менять цвет во время обжига: из черного превращаться в белый, из голубого в красный. А иногда – поглощать цвет. И эти нюансы нужно предусмотреть заранее.

– К каждой глине подбираются определенные краска и глазурь, при этом учитывается температура обжига каждого слоя. Чтобы найти оптимальное соотношение, мне понадобилось много времени. И таких тонкостей много, – объясняет Олеся Елькина.

Она с керамикой работает уже около 10 лет. За это время освоила разные техники – оттиск, ручную лепку, лепку на гончарном круге, литье по форме. Использует и старинные приемы.

– Если глазурью покрывать, изделие становится блестящим, а вот этот горшочек матовый – я использовала молочение. Раньше наши бабушки и дедушки, чтобы защитить глиняные крынки, кувшины от влаги, окунали в молоко или в кефир и запекали в печи. Также использовали вощение – натирали воском и тоже обжигали, – рассказывает мастер.

В поисках мастерства

Олеся Елькина в течение 15 лет помогает людям раскрыть творческий потенциал, а сама созидает с малых лет. В самом начале своего пути больших успехов достигла в квиллинге. Из длинных узких полосок, скрученных в спиральки, сначала, как и все, склеивала единичные элементы, а потом стала создавать целые картины. Многие из них раздарила. В студии хранятся ее любимые работы – «Аленький цветочек», «Горная стать» и «Ирбис». Все они отмечены самыми высокими наградами на конкурсах декоративно-прикладного искусства разного уровня.

– Кто первый раз видит, думают, что это вышивка. На самом деле они полностью сделаны из бумаги и клея. Примерно месяц уходит на одну работу. Очень сложный процесс. Сначала рисуется эскиз, потом раскрашивается красками. Выстраивается контур и заполняется цветной бумагой. Сейчас используют шредер для нарезания полосок, а я это делала вручную. Для работы «Ирбис» понадобились полоски шириной 3 мм. Для «Аленького цветочка», чтобы создать объем, вырезала разную ширину – от 1 до 5 мм, – делится педагог.

10 лет назад ее увлекло гончарное ремесло. Обучилась ему на курсах, дополнительно окончила школу керамики в Москве. Сегодня ее работы удивляют своими фантастическими формами. Одна из самых сложных, по ее мнению, – ваза в виде раковины «Калипсо». В ней каждый гребень вылеплен руками. Немалых трудов стоила и декоративная чаша «Тихая охота». В глине запечатлена целая история, как в лесу лисица охотится за птицей.

– Своим ученикам всегда говорю – никогда нельзя сдаваться. В прошлом году к персональной выставке керамических работ я решила сделать тарелку с колибри, летящей к цветку. Слепила, раскрасила, но еще до обжига случайно разбила. Заново начала. И эту тарелку постигла неудача – во время сушки лепестки цветочка отвалились. В третий раз вроде все получилось идеально. И все же, когда выставку монтировали, ее раскололи. Я все равно не отступила. Сейчас на стене пятая, наверное, по счету тарелка висит, – рассказывает педагог.

Все ее работы авторские, от сюжета до исполнения. Очень часто Олеся вдохновляется окружающим миром. Так, цветы, увиденные на клумбе, легли в основу оформления чайной пары «Маки». А вот богатый урожай осени передала в наборе «Тыквы».

– Они очень уютные в быту. И на ярмарках, куда часто выхожу, на такие вещи хороший спрос. У меня в планах – заняться производством, открыть свой магазин. Даже вижу, какая витрина будет. Моя цель – на следующий год все-таки выйти на это направление, – делится Олеся.

На достижение новых высот в творчестве ее заряжает семья. Супруг тоже, как и она, творческий человек с золотыми руками, помогает во всем, где физической силой, где техническими познаниями. Дочери тоже увлечены керамикой. Многодетная мама смеется, что их не выгонишь из мастерской. Тринадцатилетняя Софья создает украшения, шестилетняя Александра специализируется на посуде, а младшая Василиса пока ищет себя. 

Татьяна Давыдова

Фото Евгения Литвинова

Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 5 (307) май. Год:  2024.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», июнь 2024

«Агро-Информ», июнь 2024
Скачать pdf