Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Иван Учаев: «Глина – словно лекарство»

Иван Учаев: «Глина – словно лекарство»

«Агро-Информ» № 2 (256) февраль 2020.

Рубрика: «Народные промыслы»

Иван Учаев больше 15 лет занимается гончарным ремеслом. В мастерской он создает традиционную посуду, предметы быта, поделки. Иван говорит, что пробовал работать с разными видами глины, но красная роднее, поэтому все его изделия из красной глины.

РЕМЕСЛО ПО НАСЛЕДСТВУ

Интерес к гончарному ремеслу Ивану Учаеву достался от отца. С детства он наблюдал, как рождаются керамические изделия. В 2003 году Иван сам сел за гончарный круг.

– Отец построил гончарный цех и начал развивать это дело, – рассказывает Иван Учаев. – Он сам изучил всю технологию и стал искать подходящую глину. Объехал карьеры Пензенской, Саратовской, Ульяновской областей. Нужную глину нашел в Сухом Карсуне Ульяновской области, оттуда на КамАЗе привозил и перерабатывал. Глина должна была промерзнуть. Сначала она отлеживалась в подвале, мы ее там переминали, отбирали, готовили. В то время мы жили в Сызрани, отец купил участок, построил маленькую мастерскую, купил оборудование и стал творить. И я начал втягиваться. Как с трех лет испачкался в глине, до сих пор в ней. С 2002 года с отцом стал ездить по ярмаркам. На агропромышленной выставке бываем каждый год, еще ни разу не пропустили, – говорит мастер.

Иван хранит традиции старинного ремесла. Горшки, крынки, кувшины глазурью не покрывает, оставляет в натуральном виде. В глиняной посуде сохраняются все полезные вещества, и блюдо получается ароматным и сочным, – говорит мастер. – Это экологически чистое изделие разлагаться не будет, потому что оно и есть земля. Тысячи лет пролежит в земле и сохранится.

В гончарном производстве Ивану помогает мама Людмила и друг семьи Александр. У каждого – своя задача. Александр расписывает изделия, делает фигурки из глины, свистульки. Мама натирает готовую посуду до блеска.

– Прежде чем получить готовое изделие, проходим долгий путь, – рассказывает Иван. – Сначала мы добываем глину, затем из бесформенного куска скручиваем сосуд (чашки, горшки, вазы, конфетницы и многое другое), через сутки крепим ручку, после того, как изделие подсохнет, – рисуем узор. Лощим, убираем неровности, через 3–4 дня после сушки обжигаем при температуре 950 градусов, высушиваем и замолачиваем. Завершающий этап самый важный. Перемешиваем 9 литров молока и 3 килограмма сахара, каждое изделие окунаем в чан. Если готовую посуду не вымочить в молоке, на ней будут оставаться следы от рук, – объясняет мастер.

– Иван делает горшки, а моя задача – их лощить, – рассказывает Людмила Учаева, мама Ивана. – Я беру гладкий инструмент и все изделия проглаживаю, убираю неровности, спрессовываю глину. Таким образом делаю оболочку, создаю верхний, защитный слой. Глина сама по себе пористая, а процессом лощения верхний слой заглаживается. Если неделю лощить, можно довести изделие до стеклянного состояния. Много времени уходит на чайники, нужно чистить ручку, ямочки, дырочки, чтобы ничего не застревало.

НЕТ ГРАНИЦ ДЛЯ ФАНТАЗИИ

Потомственный гончар Иван Учаев с мастер-классами объехал почти всю страну, принимал участие в ремесленных ярмарках и фестивалях. Только в прошлом году посетил Якутск, Казань, Иваново, Москву, Симферополь, Псков, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург. На мастер-классах Иван рассказывает о секретах своего ремесла и учит детей лепить из красной глины фигурки.

– Ребята с удовольствием садятся за гончарный круг и пробуют делать посуду. Глина безвредная, дети могут ее даже съесть и ничего не будет. Когда ребята следят за процессом изготовления фигурок – улыбаются, что просто, а когда сами садятся за гончарный круг, становятся серьезными и со­средоточенными. Во время мастер-классов увлекаются и родители, они тоже пробуют себя в гончарном ремесле. Нет границ для фантазии, – говорит мастер. – Глине можно придать любую форму. Например, кружка: она может быть узкой или широкой, в виде конуса или как ровный стакан.

...Иван берет в руки небольшой кусок глины, включает гончарный круг и аккуратно прижимает глину по периметру. Так начинается процесс создания уникального изделия.

– Руки должны привыкнуть к глине. Аккуратно сжимаем ее, не забываем добавлять воды, чтобы глина лучше поддавалась, ее нужно чувствовать руками. Глине лучше отдаваться полностью и принадлежать ей целиком, не жалеть времени и наслаждаться процессом, – продолжает Иван.

В руках опытного гончара бесформенный кусок глины за считаные минуты приобретает форму. «Если заранее сделать заготовки, за день могу создать около сотни изделий. Главное запастись терпением, и тогда будет хороший результат, – рассказывает мастер. – Тяжело или легко крутить – зависит порой от настроения. Каждый день я продолжаю учиться, узнавать что-то новое, глина тоже всегда разная – приходится постоянно находить с ней общий язык».

Кроме глиняной посуды Иван создает свои знаменитые свистульки – окарины. Чтобы они по­нравились детям, придумывает в виде зверушек и птичек. Проделывает в изделии несколько отверстий, и готовая фигурка «поет».

Несмотря на юный возраст, у Ивана есть свой ученик – Антон. У него вырабатывается свой стиль и видение. Антон за день может сделать одно изделие, но постарается довести его до совершенства. Каждый сосуд он заглаживает, выравнивает и делает идеальным. Порой одно изделие он может создавать неделями, достигая лучшего качества.

Сейчас гончар Иван Учаев достраивает новую мастерскую и мечтает открыть интерактивный музей «Дом гончара», где посетители узнают о тонкостях древнейшего мастерства, смогут прикоснуться к глине и сесть за гончарный круг.

– Моя цель – развивать гончарное ремесло, здесь столько еще неизведанных направлений! В планах – достроить мастерскую, открыть музей, чтобы люди приезжали на экскурсии и мастер-классы. Работа с глиной приносит мне огромное удовольствие, я хочу передать эти знания людям. Глина очень благотворно влияет на здоровье и нервную систему. А еще у меня есть мечта – сделать большой глиняный сервиз, состоящий из 90 видов изделий. Чтобы красиво разложить их в музее, и человек, который заглянет, взял кружку или кувшин в руки и что-то почувствовал, – задумался ремесленник.

Джамиля ШАРИФУЛЛИНА

Фото Натальи ГРЕЦОВОЙ и из личного архива Ивана УЧАЕВА

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», апрель 2021

«Агро-Информ», апрель 2021
Скачать pdf