Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Фантазии полет и рук творенье…

Фантазии полет и рук творенье…

Рукоделие всегда было неотъемлемой частью повседневной жизни женщин. В доме многие предметы обихода делались своими руками, что создавало комфорт и уют в семье. Сегодня технологии заменили ручной труд, но находится немало мастериц, которые по-прежнему посвящают свой досуг любимому делу. Марина Посеряева из Безенчука – в их числе.

Рукоделием Марина занялась 28 лет назад. В 1992 году она окончила курсы по филейно-гипюрной вышивке у Алисы Лихачевой. Постигая различные техники и виды швов, мастерица в совершенстве освоила вышивку, которая является одной из самых красивых и сложных по технике исполнения. Сегодня Марина Посеряева – мастер народных художественных ремесел и промыслов.

– Филейно-гипюрная вышивка – это наше, традиционное, самарское, – говорит мастерица. – Такого вида рукоделия мало где встретишь еще. Основала его Надежда Афанасьева Тазова. Она сохраняла и передавала свой опыт ученикам. В 2006 году ее ученица Ольга Николаевна Якунина организовала к 100-летию Надежды Афанасьевны выставку в доме Курлиной. В проекте под названием «Кружевные круги» были собраны работы всех, кто умеет вышивать филейно-гипюрной вышивкой, в том числе моя работа и моих учениц.

Творческая династия

С самого детства Марина была творческой личностью, любила рисовать, шить и вышивать. Тягу к рукоделию она переняла от матери.

– У нас в роду все что-то умели делать. Раньше приходилось… Это сейчас пошел, купил, и готово. Мой дедушка, не имея специального образования, плел корзины для каждой курицы-несушки, делал сани. Папа тоже все это умел. Когда мне было лет 20–21, у папы началась какая-то ностальгия, и он купил двух лошадей. И как только животные появились, он самостоятельно изготовил для них седло, дугу, сани и телегу, – вспоминает Марина. – Мама родом с Украины, и вышивка там считалась неотъемлемой частью народной культуры, поэтому она хорошо умела вышивать, особенно гладью и крестиком. Родные сестры Тамара и Ольга тоже вышивали. Некоторые работы моих родных до сих пор живы.

Когда мастерица выступает на семинарах по вышивке, показывает бабушкин сундук и рассказывает про каждую вещь, хранящуюся в нем. Вот папин рушник – его сшила сестра Марины, когда той было 12 лет. Это подарок для отца, когда он вернулся из армии. На нем написано «С добрым утром, Петя!»

Творческий путь

Выбор в пользу творческой профессии Марина Посеряева сделала не сразу. Получив техническое образование, она какое-то время проработала на заводе имени Масленникова технологом. Затем началась перестройка, и все изменилось. Многих сотрудников предприятия ждало сокращение. В их числе оказалась и Марина.

– Я обратилась в службу занятости, и они предложили мне получить новую профессию. Тогда набирали учеников в кружок плетения по технике фриволите. Но получилось так, что мастер заболел, и нам дали мастера по филейно-гипюрной вышивке. Два месяца мы обучались всем видам и элементам вышивки. Учились правильно плести сетку. Было сложно, ведь на тот момент у меня были маленькие дети. Нужно было ездить в Самару, а еще выполнять домашнее задание. Несмотря на это занятие меня увлекло, – улыбается мастер.

Получив в 1992 году педагогическое образование, Марина с головой ушла в преподавательскую деятельность. Работа с детьми пришлась ей по душе.

Филейно-гипюрная вышивка Филейно-гипюрная вышивка

Словно зимние узоры…

В гостях у Марины Посеряевой чувствуешь себя как в рождественской сказке: тонкое кружево на полотнах напоминает легкие ажурные узоры на зимнем окне. Вокруг – уникальные украшения, рушники, салфетки, детали одежды. Каждое творение – неповторимый сувенир, элемент декора или одежды. Изделия выглядят очень эффектно благодаря сложным элементам, которые создают ощущение легкости, воздушности и естественной чистоты.

– Почему вышивка называется филейно-гипюрной? Гипюр дает выпуклость, за счет нитки и объем прибавляется, а филе – это плетение по сетке. Сеточка плетется при помощи челнока и палочки, – объясняет мастер. – Палочка соответствует размеру ячейки. Каждая ячейка прибавляется, каждый ряд увеличивается еще на одну петельку.

Это очень трудоемкая, но необычайно красивая ручная работа. Искусство плести сеть было известно еще с древних времен как приспособление для рыбалки или охоты. Кроме того, этот промысел использовали и в создании украшений.

– Самое сложное в работе – переход: нужно следить, где закрепил ниточку и куда ее ведешь, за что она будет цепляться, – показывает Марина. – Далее важен ход действия. К примеру, вот этот шов называется козлик. Он называется так, потому что мы начинаем прыгать с одного места на другое. Швы бывают разные: восьмерка, цепочка, декоративный шов, шов настил, полотняный шов. В одной работе может использоваться сразу несколько видов, и получается в результате орнамент, рисунок произвольный, его не нужно ниоткуда брать.

Рукоделие играет огромную роль в жизни мастерицы. Оно помогает отвлечься от домашних забот, мрачных мыслей, житейских тягот, а заодно создать в доме уют и красоту и подготовить поделку для участия в конкурсе. Не раз работы Марины Посеряевой признавались лучшими.

– Три раза я была в Чебоксарах. На день республики там ежегодно проходит праздник, где собирают всех мастеров. В течение трех дней нужно создать работу от начала и до конца. Первым было украшение, назвала его «От мастера к мастеру». Все работы остались там в музее. Второй работой, которую я делала, была салфетка. Я ее в рамочку оформила. За эту работу я получила первое место и подарок – утюг. А еще у меня был такой интересный опыт. Мы совместно с мастером по валянию Аллой Васильевной Шенской создавали проект – костюм Берегини. Они сваляли костюм, а я оформляла его вышивкой. Мне понравилось участвовать в этом проекте. Работа очень интересная. Берегиня – мифологический персонаж в образе девушки, которая оберегает творчество. Это символ красоты и женственности. Также она олицетворяет единство мастеров и их совместный труд, – рассказывает мастерица.

филейно-гипюрная вышивка филейно-гипюрная вышивка

Передавая знания

Являясь педагогом дополнительного образования, Марина успешно передает свои знания и навыки детям. Работы ее воспитанников покоряют участников и жюри районных, областных и всероссийских конкурсов.

– Для того чтобы заниматься рукоделием, нужна усидчивость. На сегодняшний день детям достаточно проблематично сидеть и корпеть над одним и тем же занятием. К тому же это непросто, здесь надо включать логику, продолжает мастер. – Первое время ребенок теряется, когда видит натянутую сетку и эту пустоту. А я им говорю: представляете, какая фантастика, перед вами пустой лист, и вам его создавать при помощи воображения, используя лишь нитки. Постепенно они втягиваются и создают свои маленькие шедевры.

Кроме филейно-гипюрной вышивки, Марина Посеряева знакомит детей с такими видами рукоделия, как бисероплетение и макраме.

– Недавно мы с ученицами решили связать рукоделие с со­временным интерьером. И получилось сделать орнамент, оформленный в небольшую рамочку. У меня девчонки практически все по две-три работы делали себе в спальню. Получается очень красиво. Все мои ученики разные, но очень талантливые. Однажды позвонила одна из них, Оксана Решетова, и рассказала, что ей поручили принести что-то рукотворное. Говорит, что меня сразу вспомнила и достала салфетки, которые делала. Сплела, новую вышила и когда принесла на работу, то все были поражены. Мне было очень приятно, – признается педагог.

Впереди у Марины Посеряевой очень много интересных задумок. Она планирует собрать коллекцию под названием «Две нити», где в одной работе будут переплетены две нити – белая и льняная. Нити будут олицетворять прошлое и настоящее.

Мастер очень гордится тем, что этот вид рукоделия родился в Самаре. Вспоминает, как ездила с ученицами на выставки, и посетители рассматривали с большим интересом работы, интересовались их происхождением. Особенно приятно, что техника исполнения традиционного самарского кружева не только сохранилась стараниями в том числе и Марины Посеряевой, но и продолжает передаваться из поколения в поколение.

Филейно-гипюрная вышивка. Мастерица Марина Посеряева Филейно-гипюрная вышивка

Джамиля ШАРИФУЛЛИНА

Фото автора

Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 12 (266). Год:  2020.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», апрель 2021

«Агро-Информ», апрель 2021
Скачать pdf