Жительница Казахского аула Кинельского района Ахзиба Джумаева создает уникальные национальные глиняные «Аульские игрушки». Как по волшебству, из куска глины рождаются у нее персонажи казахских сказок, верблюды, юрты, бабушки в национальных костюмах, танцующие девушки, аксакалы, девушки и парни, играющие на национальном инструменте – домбре, мужчины, читающие намаз.
Ахзиба изучает историю глиняной игрушки, различные методы лепки, обучает им детей, успевая при этом руководить народными коллективами «Мейрам» и «Еркемай» и сельским домом культуры.
Ахзиба Джумаева признается, что никогда не думала, что увлечется глиняной игрушкой. Интерес пришел случайно. Не все дети, желающие заниматься в доме культуры, имели способности к пению и танцам. Чтобы увлечь их чем-то другим, она открыла кружок лепки. Для этого Ахзиба целенаправленно отучилась на курсах в Самаре, где полностью освоила технологию изготовления глиняной игрушки.
– Мне хотелось, чтобы каждый ребенок, который приходит в наш дом культуры, что-то взял для себя и чему-то научился, – рассказывает мастерица. – Давным-давно, когда аул Казахский только строился, здесь были саманные дома из глины. Место, где она добывалась, осталось. Мы принесли оттуда глину и начали лепить первые игрушки. Сначала мы подражали дымковским игрушкам и работам других мастеров. Но однажды я пригляделась к нашим местным бабушкам и дедушкам, вспомнила о древних юртах, о верблюдах. И когда мы нашли свой стиль, у нас стало хорошо получаться.
Ахзиба и ее ученики освоили ремесленный навык и вдохнули в него душу. Подготовка материала довольно трудоемкая. Мастера набирают глину, которая имеет здесь красноватый оттенок. Вымывают из нее мусор, ждут, когда глина достаточно напитается водой, и только после этого начинают творить.
– Работа с глиной – долгий процесс, требующий внутренней подготовки. Детям объясняю, что когда ты занимаешься лепкой, то уходишь в свой мир, тем самым создаешь свой маленький шедевр и думаешь, что из этого комка может получиться, – продолжает Ахзиба.
Ахзиба Джумаева вместе со своими учениками создала из глины целый мир – живой и колоритный. Юрты, танцующие девушки, батыр с беркутом на руке, аксакалы, беседующие старушки, чабан с баранами, младенцы в люльке, верблюды. Мужчины одеты в халаты-чапаны, женщины – в традиционные жилетки, и везде присутствует казахский орнамент, мотивы которого находят, привлекая все доступные источники. Для наставницы очень важно обращение к традициям казахского народа.
– При доме культуры у нас есть свой музей-юрта «Мурагер», что переводится как «священное наследие». Там тоже хранятся игрушки в казахском стиле. Мы продвигаем свою культуру и стараемся ее сохранить и передавать из поколения в поколение, – рассказывает рукодельница.
Коллекция глиняных игрушек продолжает пополняться. Ахзиба показывает свои последние работы, бережно берет в руки и кладет на ладонь фигурки.
– Это бабушка, она обнимает внука и поддерживает его. Мне эта фигурка особенно дорога, потому что у меня самой два внука, мне это близко и знакомо. Когда ребенок к тебе прижимается, это такое невероятное чувство, и мне захотелось это запечатлеть, – делится Ахзиба и показывает следующие фигурки. – А это две бабушки. Они разные, но если их поставить вместе, то станет ясно, что они разговаривают между собой. Когда я их слепила и показала детям, они мне говорят: «Ой, а эта бабушка на ту похожа, которая раньше на какой-то улице жила». То есть они в них видят образы ушедших из жизни людей.
Каждая игрушка отображает определенный сюжет. Вот сидит бай, сложив ноги и вытянув руки, он ждет, когда ему принесут бешбармак. А вот мальчик читает книгу известного казахского поэта Абая Кунанбаева.
По словам Ахзибы, первое время она стеснялась показывать свои глиняные игрушки.
– Когда я впервые привезла свои игрушки в Москву на всероссийскую выставку народных художественных промыслов «Ладья» и увидела работы других, у меня началась паника, и я отказывалась выставляться. С одной стороны меня окружали тульские самовары, с другой вологодское кружево и оренбургские пуховые платки… И я со своими игрушками чувствовала себя неуверенно. Но потом меня уговорили, дали мне витрину, я разложила их, и через какое-то время люди потихоньку начали подходить, рассматривать и даже стали покупать их, – вспоминает Ахзиба Джумаева. – Последнее время я не продаю и не дарю свои фигурки, даже когда просят. Здесь не как на конвейере, каждая работа требует определенного подхода. Продавать жалко, потому что как будто своего ребеночка отдаешь. Я даже с ними разговариваю иногда, они меня понимают, на меня смотрят и мне какую-то силу придают.
В среднем одну фигурку мастер делает в течение месяца.
– Особенно интересно, когда подбираешь краску. Каждую игрушку хочешь сделать яркой, интересной и особенной, чтобы она заиграла. Мне очень нравится это занятие. Могу сидеть здесь допоздна, до ночи, особенно зимой. Сначала слепишь игрушку, потом ждешь, когда высохнет. Затем надо грунтовку наложить, и начинаешь думать, как ее оживить, – делится мастерица. – И когда что-то не получается, поставишь эту игрушку и смотришь на нее, думаешь: не сегодня, что-то не то. И вот так долго, постепенно, приходит вдохновение и понимание, что нужно делать.
По словам Ахзибы, самое сложное в создании игрушки – это лицо.
– Ты держишь фигурку и знаешь: тебе дан только один шанс, чтобы нарисовать глаза, рот, придать эмоцию, – говорит мастерица. – Исправлять потом очень тяжело, получается уже грязь. Я сначала рисую на бумаге, вывожу, смотрю и только потом решаюсь нанести на игрушку.
Ее игрушки словно излучают свет, вызывают добрую улыбку. Может быть, оттого, что в людях Ахзиба больше всего ценит искренность, доброту и отзывчивость. В планах у нее – совершенствование мастерства изготовления.
Справка
Ахзиба Зияхметовна Джумаева родилась в 1961 году в ауле Казахский села Богдановка Кинельского района. В 1987 году окончила Самарский государственный институт культуры. Трудовой стаж – 39 лет. Имеет множество почетных грамот и благодарственных писем. Награждена нагрудным знаком министерства культуры РФ «За достижения в культуре» и медалью им. Петра Великого «За трудовую доблесть» II степени.
Джамиля ШАРИФУЛЛИНА
Фото автора
Рубрика: Народные промыслы. Номер: № 3 (269) . Год: 2021.