Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

«Аульская игрушка» Ахзибы Джумаевой

«Аульская игрушка» Ахзибы Джумаевой

Жительница Казахского аула Кинельского района Ахзиба Джумаева создает уникальные национальные глиняные «Аульские игрушки». Как по волшебству, из куска глины рождаются у нее персонажи казахских сказок, верблюды, юрты, бабушки в национальных костюмах, танцующие девушки, аксакалы, девушки и парни, играющие на национальном инструменте – домбре, мужчины, читающие намаз.

Ахзиба изучает историю глиняной игрушки, различные методы лепки, обучает им детей, успевая при этом руководить народными коллективами «Мейрам» и «Еркемай» и сельским домом культуры.

Обрести хобби помогли дети

Ахзиба Джумаева признается, что никогда не думала, что увлечется глиняной игрушкой. Интерес пришел случайно. Не все дети, желающие заниматься в доме культуры, имели способности к пению и танцам. Чтобы увлечь их чем-то другим, она открыла кружок лепки. Для этого Ахзиба целенаправленно отучилась на курсах в Самаре, где полностью освоила технологию изготовления глиняной игрушки.

– Мне хотелось, чтобы каждый ребенок, который приходит в наш дом культуры, что-то взял для себя и чему-то научился, – рассказывает мастерица. – Давным-давно, когда аул Казахский только строился, здесь были саманные дома из глины. Место, где она добывалась, осталось. Мы принесли оттуда глину и начали лепить первые игрушки. Сначала мы подражали дымковским игрушкам и работам других мастеров. Но однажды я пригляделась к нашим местным бабушкам и дедушкам, вспомнила о древних юртах, о верблюдах. И когда мы нашли свой стиль, у нас стало хорошо получаться.

Ахзиба и ее ученики освоили ремесленный навык и вдохнули в него душу. Подготовка материала довольно трудоемкая. Мастера набирают глину, которая имеет здесь красноватый оттенок. Вымывают из нее мусор, ждут, когда глина достаточно напитается водой, и только после этого начинают творить.

– Работа с глиной – долгий процесс, требующий внутренней подготовки. Детям объясняю, что когда ты занимаешься лепкой, то уходишь в свой мир, тем самым создаешь свой маленький шедевр и думаешь, что из этого комка может получиться, – продолжает Ахзиба.

Сохраняя культурные традиции

Ахзиба Джумаева вместе со своими учениками создала из глины целый мир – живой и колоритный. Юрты, танцующие девушки, батыр с беркутом на руке, аксакалы, беседующие старушки, чабан с баранами, младенцы в люльке, верблюды. Мужчины одеты в халаты-чапаны, женщины – в традиционные жилетки, и везде присутствует казахский орнамент, мотивы которого находят, привлекая все доступные источники. Для наставницы очень важно обращение к традициям казахского народа.

– При доме культуры у нас есть свой музей-юрта «Мурагер», что переводится как «священное наследие». Там тоже хранятся игрушки в казахском стиле. Мы продвигаем свою культуру и стараемся ее сохранить и передавать из поколения в поколение, – рассказывает рукодельница.

Коллекция глиняных игрушек продолжает пополняться. Ахзиба показывает свои последние работы, бережно берет в руки и кладет на ладонь фигурки.

– Это бабушка, она обнимает внука и поддерживает его. Мне эта фигурка особенно дорога, потому что у меня самой два внука, мне это близко и знакомо. Когда ребенок к тебе прижимается, это такое невероятное чувство, и мне захотелось это запечатлеть, – делится Ахзиба и показывает следующие фигурки. – А это две бабушки. Они разные, но если их поставить вместе, то станет ясно, что они разговаривают между собой. Когда я их слепила и показала детям, они мне говорят: «Ой, а эта бабушка на ту похожа, которая раньше на какой-то улице жила». То есть они в них видят образы ушедших из жизни людей.

Каждая игрушка отображает определенный сюжет. Вот сидит бай, сложив ноги и вытянув руки, он ждет, когда ему принесут бешбармак. А вот мальчик читает книгу известного казахского поэта Абая Кунанбаева.

По словам Ахзибы, первое время она стеснялась показывать свои глиняные игрушки.

– Когда я впервые привезла свои игрушки в Москву на всероссийскую выставку народных художественных промыслов «Ладья» и увидела работы других, у меня началась паника, и я отказывалась выставляться. С одной стороны меня окружали тульские самовары, с другой вологодское кружево и оренбургские пуховые платки… И я со своими игрушками чувствовала себя неуверенно. Но потом меня уговорили, дали мне витрину, я разложила их, и через какое-то время люди потихоньку начали подходить, рассматривать и даже стали покупать их, – вспоминает Ахзиба Джумаева. – Последнее время я не продаю и не дарю свои фигурки, даже когда просят. Здесь не как на конвейере, каждая работа требует определенного подхода. Продавать жалко, потому что как будто своего ребеночка отдаешь. Я даже с ними разговариваю иногда, они меня понимают, на меня смотрят и мне какую-то силу придают.

В среднем одну фигурку мастер делает в течение месяца.

– Особенно интересно, когда подбираешь краску. Каждую игрушку хочешь сделать яркой, интересной и особенной, чтобы она заиграла. Мне очень нравится это занятие. Могу сидеть здесь допоздна, до ночи, особенно зимой. Сначала слепишь игрушку, потом ждешь, когда высохнет. Затем надо грунтовку наложить, и начинаешь думать, как ее оживить, – делится мастерица. – И когда что-то не получается, поставишь эту игрушку и смотришь на нее, думаешь: не сегодня, что-то не то. И вот так долго, постепенно, приходит вдохновение и понимание, что нужно делать.

По словам Ахзибы, самое сложное в создании игрушки – это лицо.

– Ты держишь фигурку и знаешь: тебе дан только один шанс, чтобы нарисовать глаза, рот, придать эмоцию, – говорит мастерица. – Исправлять потом очень тяжело, получается уже грязь. Я сначала рисую на бумаге, вывожу, смотрю и только потом решаюсь нанести на игрушку.

Ее игрушки словно излучают свет, вызывают добрую улыбку. Может быть, оттого, что в людях Ахзиба больше всего ценит искренность, доброту и отзывчивость. В планах у нее – совершенствование мастерства изготовления.

Справка

Ахзиба Зияхметовна Джумаева родилась в 1961 году в ауле Казахский села Богдановка Кинельского района. В 1987 году окончила Самарский государственный институт культуры. Трудовой стаж – 39 лет. Имеет множество почетных грамот и благодарственных писем. Награж­дена нагрудным знаком министерства культуры РФ «За достижения в культуре» и медалью им. Петра Великого «За трудовую доблесть» II степени.  

Джамиля ШАРИФУЛЛИНА

Фото автора

Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 3 (269) . Год:  2021.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», август 2024

«Агро-Информ», август 2024
Скачать pdf