Самарский завод «Родник» на своем веку пережил немало испытаний: достойно отработал в годы Великой Отечественной войны, выпуская зажигательные смеси и те самые фронтовые 100 грамм. Выстоял в период антиалкогольной кампании. Справился практически с банкротством в 2000-х. Трудности лишь закалили предприятие. «Родник» продолжает развиваться. В этом году начался новый виток в истории завода – возобновился экспорт.
Выход на зарубежные рынки поволжский комбинат «Родник» начал весной 2020 года. Первые партии самарской водки отправились в Китай, который, по словам производителя, заинтересован в продукции.
– Мы отправляем в Китай почти 500 тысяч бутылок на общую сумму около 0,5 млн долларов. В следующем году будем добиваться увеличения этих показателей на 100%, – говорит гендиректор комбината Владимир Ладоша.
Кроме Китая продукция «Родника» уходит в Казахстан, в планах выйти на рынок Азербайджана, Киргизии, Индии, Южной Кореи, других стран. Пандемия коронавируса усложнила производителям экспортную задачу: не хватает живых встреч с партнерами, говорят в компании. Тем не менее, со странами ведется активное общение по видеосвязи. Самарское предприятие участвует в российских и международных специализированных выставках.
Будущей весной «Родник» планирует начать экспорт бутилированной питьевой воды. Переговоры с зарубежными партнерами ведутся, бутылки объемом 0,5 и 1,5 литра вновь отправятся в Китай.
Экспорт для «Родника» – не новая глава, а забытая старая. Еще в середине 60-х годов самарское предприятие открыло для иностранцев вкус настоящей русской водки. Тогда в рамках межправительственного контракта алкогольная продукция «Родника» отправлялась в США, Канаду, Германию, Испанию, Францию и другие страны. В списке было больше 50 партнеров, а выпуск экспортной продукции был увеличен до 1 млн декалитров (1 дал = 20 бутылок) в год, на тот момент эти цифры были рекордными для отечественных производителей. Экспортируя свои напитки, «Родник» получил престижные европейские награды «Арка Европы» и «Сертификат чести».
Сегодня «Родник» – самое модернизированное производство алкогольной продукции в России и одно из крупнейших в Европе. Алкогольные и безалкогольные напитки высокого качества выпускаются на новейшем оборудовании с использованием передовых технологий. Ежемесячно здесь производится около 600 тысяч бутылок водки, причем проектная мощность предприятия – 100 миллионов бутылок в год! Потенциал завода огромный, здесь намерены с каждым годом наращивать объемы экспорта и продолжить завоевание внутреннего рынка. Задача комбината – занять большую долю регионального рынка.
Выполнение этих планов позволит создать новые рабочие места, говорят на предприятии. Сейчас на производстве всех напитков занято около 250 человек. При загрузке всех линий комбинату потребуется в три раза больше сотрудников.
В дополнении к существующему ассортименту на предприятии готовы открыть линию по производству антисептиков на основе пищевого спирта. Рецептура и технология готовы. Осталось получить лицензию. Реализация этих планов также позволит создать новые рабочие места.
Галина Шрамова – главный технолог комбината. Родной «Родник» она называет детищем.
– Я пришла на завод сразу после учебы, он находился еще на улице Льва Толстого, – вспоминает женщина. – Тогда было очень много ручного труда: воду и спирт разбавляли в стеклянных чанах по специальным меркам. Запах стоял сильный. Первое время думала, что не смогу здесь работать.
Смогла. Галина Шрамова трудится на «Роднике» больше 30 лет. Комбинат знает как свои пять пальцев. Участвовала в создании современного комплекса, о производственных процессах может рассказывать бесконечно.
– Все начинается с приемки спиртов. Они, прежде чем отправиться на производство, проходят контроль в специальной лаборатории, – говорит технолог. – Кроме физико-химических показателей, которые должны соответствовать ГОСТу, проверяем органолептические показатели. Все образцы дегустируем на каждом этапе. Дегустаторы у нас квалифицированные, прошли обучение во Всероссийском научно-исследовательском институте пищевой биотехнологии.
Строгий контроль сопровождает все технологические операции: от приобретения и хранения зерна до поставки продукции конечному потребителю. Непрерывное совершенствование методов контроля происходит на комбинате с начала 90-х годов. Стали применяться автоматизированные системы измерения и математические методы управления химическими процессами.
– Все новое – это отлично, это просто необходимо, но в основе производства водки и ликероводочных изделий у нас один-единственный принцип: не отступать от истинно русских традиционных рецептов и технологий, – говорит гендиректор компании.
На заводе используют только натуральные ингредиенты. В составе водки мед, молочная и винная кислота, ароматные спирты, настои из целебных трав и ягод. Они и придают особую мягкость и вкусовые качества продукции. Это главная гордость «Родника». Водка самарского производителя не раз получала награды на престижных российских и международных выставках. В ассортименте – несколько видов водки, рецепты которых признаны изобретениями и запатентованы.
На заводе большое внимание уделяют воде, предназначенной для производства водки. Она проходит специальную подготовку, процесс многоступенчатой очистки и смягчения. Сначала воду очищают от грубых примесей методом фильтрации, потом она попадает в установку обратного осмоса, где очищается на молекулярном уровне, после вода обрабатывается в установке ультрафиолетовой стерилизации, а также проходит систему угольных фильтров. Итог всех манипуляций – истинно родниковый вкус, высоко ценимый покупателями.
Вода на «Роднике» – не только ингредиент алкогольных напитков, но и самостоятельный продукт. Живительная влага разливается в тары от 0,5 до 20 литров. Она также проходит 8 ступеней очистки и «Аквадиск». Благодаря такой единственной в Поволжье установке вода становится «живой», физиологически полноценной.
– На «Аквадиск» записана структура воды из источника святого Сергия Радонежского в Подмосковье. Вода из нашей скважины после всех степеней очистки проходит через эту установку и принимает правильную структуру, – поясняет исполнительный директор «Вода-Родник» Илья Тюмиков. – В отличие от «мертвой», структура которой после фильтрации разрушается, такая вода быстрее усваивается человеческим организмом, идет на пользу.
В ассортименте комбината есть йодированная вода. Выпускается она с 2009 года. На ее производство подтолкнула печальная статистика. В России больше 65% населения проживает в условиях дефицита йода. Причем Среднее Поволжье и Самарский регион отнесены к зонам с наиболее выраженным дефицитом йода еще в 30-х годах. Так предприятие старается внести свой вклад в укрепление здоровья людей.
История завода «Родник» начинается в далеком 1895 году. Тогда по приказу министра финансов Сергея Витте в Самаре, недалеко от железнодорожного вокзала, был основан спиртоочистительный завод для производства водки и другой ликерной продукции и казенной продажи. В 1900 году завод расширяется, получив дополнительные земли – 400 квадратных сажен. К нему подводится железнодорожная ветка.
После революции 1917 года производство возобновляется, налаживается выпуск наливок и настоек. В 1930 году в ассортименте появляются несколько сортов вин. Завод официально получает наименование «Самарский ликеро-водочный завод».
Самарская водка обрела свою славу намного раньше. Еще Екатерина II в 1773 году, вспоминая свое путешествие по Волге несколькими годами ранее, дала указание поставлять в императорский дворец самарскую водку «вкусом отменную, зело сладкую, здравию пользительную».
Наталья ГРЕЦОВА
Фото автора
Рубрика: Нацпроекты. Номер: № 12 (266). Год: 2020.