Представители малого агробизнеса Самарской области разобрались, как выстраивать взаимоотношения внутри сельхозкооператива, чтобы эффективно вести общий бизнес. Организатором специального образовательного тренинга выступил Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации «Самара – АРИС».
Вместе легче – по этому принципу строится сельхозкооператив. Это большая семья, где царит взаимовыручка и важен голос каждого. Состоящие в нем фермеры выступают единым фронтом и решают вместе свои потребительские нужды.
– Объединившись с другими, фермер может не просто оставаться на плаву, но и конкурировать с крупными производствами, а также занять нишу, которая раньше ему была недоступна. Тем более сейчас кооперативам оказывается весомая господдержка в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». В этом году в регионе создано семь новых кооперативов, – сообщила Оксана Галиева, замдиректора «Самара – АРИС».
Но одно дело создать кооператив, другое – сохранить. Решающую роль в этом играет наличие основополагающих факторов – доверия и взаимопонимания между его членами. Эти моменты были раскрыты в образовательном тренинге «Горизонтальные бизнес-коммуникации членов сельскохозяйственных кооперативов как основа успеха». На встрече собрались представители малого агробизнеса с разным стажем в кооперации. Больше всего вопросов оказалось у тех, кто только начал работать в этом формате хозяйствования.
«Молочное дело» – молодой кооператив, который создан в Нефтегорском районе в этом году.
– Тренинг для меня очень полезен, так как не имею опыта руководителя. А сейчас поставили председателем кооператива. Чувствую – не хватает знаний. Много полезного для себя узнала. Увидела свои ошибки, которые допускала при общении с людьми. Буду делать выводы, как правильно себя вести, чтобы заинтересовать окружающих, – делится Татьяна Борзова, участник тренинга.
Светлана Щелкунова, кандидат экономических наук, бизнес-тренер, методолог бизнес-процессов и преподаватель, рассказала, как строятся коммуникации в организациях. В традиционном формате используются вертикальные связи «начальник – подчиненный». А в кооперативах – горизонтальные «руководитель – руководитель», что чаще всего и вызывает сложности.
– В кооперативе нужно ставить задачи, учитывая, что там нет подчинения у членов друг перед другом. Здесь возможны проблемы доверия, симпатии, сотрудничества, сработанности, – объяснила лектор. – Как сделать, чтобы люди хотели выполнять общие задачи? Казалось бы, это просто, но даже в организациях с четкой структурой это не всегда получается. Бывает, что люди срабатываются, но не могут сотрудничать между собой. Или могут симпатизировать, но не срабатываются. Этому нужно учиться, учиться грамотно ставить задачи и брать обратную связь.
Все свой бизнес называют специфическим. Но законы – экономические, психологические, социальные – одни и те же во всех сферах деятельности. На все отрасли распространяется правило – если фундамент заложен неправильно, весь бизнес рушится.
– Задача этого курса – сделать так, чтобы наши кооперативы начали более плодотворно развиваться. Один в поле не воин. Когда фермеры научатся объединяться, у них будет больше результативность, и они быстрее продвинутся дальше. Допустим, одна организация не в состоянии решить вопросы реализации продукции, но можно создать общий маркетинг с соседом и двигаться вперед вместе. Нужно научиться обмениваться ресурсами, а также видеть признаки, по которым можно понять, кому стоит доверять, – отметила Светлана Щелкунова.
В ходе тренинга участники изучили теоретический материал и в форме игры разобрались с видами коммуникации, получили массу полезной информации, а по завершении – удостоверения о повышении квалификации. Теперь у фермеров все карты на руках. Осталось грамотно ими воспользоваться.
Татьяна Давыдова
Фото Сергея Ставцева
Рубрика: Практикум. Номер: № 6 (308) июнь. Год: 2024.