– Если хочешь чего-то добиться, бери и делай, – так живет Максим Налейкин. Молодой парень преуспел в кузнечном ремесле и нашел большое поле для творчества и предпринимательской деятельности.
Создать что-то стоящее из куска раскаленного металла невероятно сложно. Во время ковки не хватает кислорода, жар опаляет лицо, пот застилает глаза, а раскаленная окалина так и норовит обжечь непокрытые участки рук. Максим Налейкин возвращается в свою мастерскую снова и снова. Кузнечным делом он занимается больше 10 лет и даже не думал сменить профессию.
Кузница в Красном Яре для молодого человека – место силы и основной источник дохода. Металл – штука капризная, с характером. В том и азарт. Подчиняя его себе, закаляешься сам.
– Кузнец должен обладать силой духа. Без внутреннего стержня ничего не получится, металл просто не поддастся, – говорит мастер. – В этом ремесле важны упорство, выдержка и стремление.
К кузнечному делу Максим пришел не сразу. После 10-го класса поступил в училище на слесаря-сварщика. Он считает, что без теории можно добиться высоких результатов, а вот без стремления и трудолюбия – вряд ли.
– Хотелось поскорее начать работать и получать опыт. В училище у нас почти не было практики… Я устроился в компанию по производству электроподстанций, первое время варил рамки, поддоны, – рассказывает кузнец. – Через полгода мне стали доверять более сложные изделия – шкафы для электроснабжения.
Набравшись опыта, Максим не стал работать по найму, начал оказывать частные услуги сварщика. Позже попробовал себя в кузнице. Постепенно стал покупать оборудование и в какой-то момент решил арендовать мастерскую.
– Было много сложностей, но я никогда не опускал руки. Стремился и добивался. Сам себя я делал много лет, – говорит кузнец.
Волевой характер Максима Налейкина и тяга к ручному труду, пожалуй, наследственные. Кузнец рассказывает, что его дедушка Михаил был мастером на все руки. К нему шли с просьбой и забор починить, и крышу залатать. Максим признается, что работа кузнеца его полностью устраивает, а трудности не пугают – они лишь помогают становиться сильнее.
– Мы разучились создавать что-то своими руками и перестали ценить простые вещи. Раньше каждый гвоздик берегли, потому что их вручную делали, свои силы вкладывали. Мне приятно сознавать, что я своими руками создаю качественные изделия и уже могу передать опыт другим. Кузнечное дело позволяет созидать, а это придает смысл жизни, – рассуждает молодой человек.
Создание будущего изделия начинается с заготовки. Кузнец «отрезает» от металлических прутьев нужный по размеру кусок и отправляет его в раскаленный горн. Там при температуре 1 000 градусов он накаляется и становится пластичным. Тут-то и начинается самое интересное – ковка. Она может быть механической, но Максим предпочитает ручную.
– Металл остывает быстро. Мелким деталям достаточно и пары минут, поэтому работать нужно оперативно, – поясняет кузнец. – Раскаленный металл кладу на наковальню и при помощи подходящего по размеру молотка начинаю «лепить».
Мастер часто сравнивает металл с пластилином – оба материала очень пластичны и позволяют воплотить любую фантазию.
Первыми изделиями Максима были простые ворота, калитки, заборы, потом в ассортимент добавились кованые перила, предметы быта, пробовал делать топоры, оружие. Однако художественная ковка ближе, говорит мастер. На кузнеца Налейкина работает уже его имя. Заказы «находят» сами, помогает «сарафанное радио».
– Чаще ко мне приходят и говорят, например: «Хочу крыльцо. А каким оно должно быть, ты уж подскажи», – говорит кузнец. – Приходится включать фантазию. Но мне нравится этот процесс. Люблю создавать что-то нестандартное. Иногда «подсматриваю» идеи у опытных коллег. Трудно даются те изделия, которые изготавливаешь в первый раз. Когда принцип понятен, делать их уже несложно. Однажды решил изготовить для клиента крыльцо с опорами для козырька в виде дубов. Чтобы сделать стволы деревьев, нужно было соединять заранее подготовленные и оформленные металлические прутья воедино. Оказалось, сделать это не так-то просто…
Сейчас мастер работает над мостиками – готовит кованые перила, в процессе также забор для конюшни.
Кроме стационарного газового горна, у мастера есть мобильная аутентичная кузница. Был период, когда Максим Налейкин открыл для себя возможность участия в фестивалях. Начался он с молодежного форума «iВолга», где кузнечный горн произвел фурор. Всем хотелось выковать металлический сувенир на память. Максим вспоминает, как «заразил» кузнечным делом студента медицинского вуза – будущего нейрохирурга. Молодой парень попробовал работать с металлом и влюбился в это ремесло. После форума кузнец еще долго делился опытом с новым знакомым.
– Мне нравилось проводить мастер-классы. Чаще всего моими учениками были дети – они открыты для всего нового. У них нет страха. Это, кстати, хорошая черта для кузнеца.
По фестивалям и массовым мероприятиям Максим со своей мастерской ездил недолго, года два, потом захотелось полностью уйти в творчество: создавать новые изделия и посвятить себя большим проектам.
Мастер-классы предприимчивый кузнец внес в список услуг мастерской. Еще он разработал свою программу для свадебных церемоний.
– Моя кузница называется «Сварог». Сварог – это славянский бог, покровитель кузнецов и хранитель семейного очага. Во время свадебных церемоний я провожу с молодоженами обряд: мы сковываем их мужскую и женскую стихию воедино – куем волшебные кольца, которые скрепят союз на долгие годы.
Молодой кузнец верит в традиции и искренне считает, что такая инициация молодоженов позволит сохранить их союз на долгие годы, сделает семью крепкой, как металл.
Для ручной ковки используются:
кувалда – помогает придать нужную форму крупным изделиям. Самая большая кувалда может весить 16 кг;
молот и ручник – используются для тяжелых и легких ударов;
клещи – удерживают деталь;
наковальня – место, где располагается раскаленный металл;
горн – металлургическая печь;
зубило – используется для рубки материала;
бородки – для пробивки отверстий;
подбойник и обжимка – для отделки.
Наталья ГРЕЦОВА
Фото автора и личного архива Максима НАЛЕЙКИНА
Рубрика: Народные промыслы. Номер: № 5 (259). Год: 2020.