В Самарском регионе действует программа по развитию потребительской кооперации. Благодаря этой поддержке существенно изменилась материально-техническая база Клявлинского райпо. Модернизация позволила увеличить экономические показатели предприятия и улучшить качество выпускаемой продукции.
С этого года бренд «Клявлинский хлебосоль» за предприятием закреплен официально, и теперь вся продукция выпускается под единой символикой.
– Девиз нашего предприятия – «Качество, единство, успех». Символ – солнышко. Свое тепло отдаем нашим покупателям, – объясняет Наталья Кожевникова, председатель райпо.
Своей деятельностью райпо вносит немалый вклад в экономическое и социальное развитие района. За высокое качество продукции и хороший сервис оно не раз отмечалось наградами как на районном, так и областном уровне. Среди местных торговых организаций занимает лидирующие позиции. В прошлом году розничный товарооборот составил 47% от общего объема.
– Иметь такой, как у нас, производственный цикл и оставаться на плаву удается не каждому, – продолжает знакомить с предприятием руководитель. – Принцип потребительской кооперации стараемся сохранить, в этом направлении совет и правление предприятия работают слаженно. Конечно, непростые экономические условия ставят перед нами сложные задачи. Однако мы делаем все, чтобы наша продукция и услуги были востребованы.
Клявлинская продукция реализуется и в соседних районах, и в Оренбургской области. Все населенные пункты муниципалитета охвачены поставками продуктов и товаров повседневного спроса. Налажены связи с индивидуальными предпринимателями. Отдельное направление – выездная торговля. Автолавки по графику доставляют товары в самые отдаленные села округи. Это единственное в регионе потребительское общество, которое сотрудничает с торговыми сетями. И их продукцию везде ждут.
Потребительское общество – старейшее предприятие в Клявлинском районе. В том формате, в каком действует сегодня, оно образовалось в 1936 году. Сегодня райпо возглавляет Наталья Кожевникова. Она в эту отрасль пошла по стопам родителей, сначала работала технологом общественного питания, а с 2004 года была назначена председателем райпо. Наталья сумела не только сохранить потребительскую кооперацию, но и вывести общество в число эффективных современных организаций.
За 20 лет Кожевникова сплотила настоящую команду единомышленников. Ее поддержала и местная районная администрация. С особой благодарностью Наталья вспоминает Марию Аксенову: разработка рецептуры новой продукции, введение обновлений происходило сообща.
– На хлебокомбинате раньше стояли старые печи. Девочек-пекарей после смены узнавали из-за копоти и гари на ногах. А когда установили современные, все обрадовались – пришла цивилизация. Поставили хлеба, кнопку нажали и все – пошел процесс, – говорит Наталья.
Не все цеха выдержали испытания временем. Заготконтору пришлось закрыть. Дольше всего собирали у населения молоко. Но в связи с тем, что численность коров в подворьях резко сократилось, это стало невыгодно для райпо.
Клявлинское райпо имеет разветвленную структуру. В него входят центр питания и хлебокомбинат. Кроме традиционных белого пшеничного и ржаных «Дарницкого» или «Бородинского» здесь выпекают «Солодовый», «Томатный», «Купеческий», «Кукурузный», «Боярский», «Тирольский». Многие из них уже отмечены наградами всевозможных аграрных выставок. А вот «Целитель» только начинает свой путь на хлебобулочном рынке, но спрос на него среди покупателей уже сегодня неизменно высокий.
– Очень любят его, да и нам самим он нравится. За смену больше 200 булок выпекаем. Для его производства используем смесь ржаной и пшеничной муки. Благодаря этому в нем больше витаминов и ценных микроэлементов, – рассказывает Екатерина Цыльцына, мастер-пекарь.
На хлебокомбинате производятся и безалкогольные напитки, у покупателей пользуется спросом клявлинский лимонад. А вот мармелад здесь – новинка. Это пока не массовый продукт: первые килограммы на пробу только еще поступают на прилавки магазинов. Кондитеры райпо в изготовление лакомства вкладывают свое настроение и частичку души.
– Пока прорабатываем технологию производства. Все процессы делаются вручную. Надеемся, что сладкоежки оценят, – говорит Светлана Курмышова, технолог хлебокомбината.
Центр питания представлен кулинарией, банкетным залом, мясным и кондитерским цехами, цехом по изготовлению блюд. Полки и витрины кулинарии ломятся от вкусностей – все, что производит райпо, здесь можно приобрести. Даже жареная форель есть, которую совсем недавно ввели в прейскурант. И деликатес из красной рыбы многим пришелся по вкусу – расходится тут же, не успевая остыть.
– Мы стараемся соответствовать спросу. Продукция очень хорошо идет. Все свежее, реализуется в течение суток. На следующий день остается очень малая часть, которая реализуется по хорошим скидкам, – рассказала Наталья Просвиркина, буфетчик.
Пять лет назад преобразился банкетный зал райпо: интерьер, мебель, оформление – все современно и стильно. Поэтому в этих стенах собираются большие торжества. Тем более и кухня отменная. Татьяна Янкина, старший повар, уже 40 лет создает настоящие шедевры.
– Мы многое готовим. Наше фирменное блюдо – баранина по-русски. Из первых блюд посетители любят похлебку по-суворовски, суп с яблоками. Из закусок – маринованную капусту. Все говорят, что ее никто вкуснее не готовит, – радушно улыбается она.
По словам директора подразделения Надежды Жиряковой, цех по производству мясных полуфабрикатов выпускает 18 наименований только пельменей и мантов. Делают котлеты, отбивные, зразы, куриные шницели, голубцы, перцы фаршированные, вареники, чебуреки, хинкали – всего и не перечислишь.
– Стараемся, чтобы ассортимент был разнообразный. По пальцам можно перечесть, что мы не делаем. На заказ и шашлык режем, и отбивные бьем. Для этого у нас есть и квалификация, и оборудование, – объясняет Татьяна Егорова, заведующая цехом.
Держать качество продукции, наращивать объемы и доставлять свежие продукты первой необходимости к столу потребителей Клявлинскому райпо позволяет модернизация производства. Здесь воспользовались госпрограммой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия» и занялись обновлением оборудования.
– Программа заработала в 2010 году. И мы сразу же вступили в нее. За это время 80% оборудования обновили. Условия для нас приемлемые – нужно, чтобы были положительные показатели выпуска продукции. Более 20 млн рублей субсидий нам было выделено за все время действия программы. Без этой поддержки мы бы не смогли такую модернизацию провести, – считает председатель Наталья Кожевникова.
В 2011 году райпо на собственные средства отремонтировал мясной цех и сразу же в нем установил новое оборудование. Самим это было бы не под силу, но за счет средств областного бюджета получили субсидии на возмещение 50% затрат от стоимости. Позже и на хлебокомбинате заменили устаревшее оборудование на современные хлебопекарные печи. Агрегаты значительно снизили энергозатраты и себестоимость производимой хлебобулочной продукции. Заменили весь автомобильный парк. Только за последние три года приобрели четыре единицы. По программе вернули 90% затрат от стоимости автомагазинов для обеспечения товарами первой необходимости жителей удаленных и малонаселенных пунктов и 50% от стоимости хлебных машин.
В настоящее время на территории 13 муниципальных районов Самарской области осуществляют деятельность 26 организаций потребительской кооперации. Это пекарни, цеха по производству колбасных и кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов, безалкогольных напитков, соления рыбы. Для их развития разработана комплексная система мер. В прошлом году за счет средств областного бюджета были предоставлены субсидии на сумму 45,2 млн рублей. В этом году запланировано 39,5 млн рублей.
Татьяна Давыдова
Фото Евгения Литвинова
Рубрика: Территория развития. Номер: № 8 (310) август. Год: 2024.