Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Сохраняя традиции

Осенью хлебокомбинат Кошкинского района отпразднует свой юбилей – 60 лет с момента основания. Все годы предприятие работает стабильно и своему предназначению не изменяет. Постоянны и жители района – они, как и много лет назад, предпочитают хлеб местного производителя.

Магия хлеба

Хрустящая корочка, поджа­ристая шапка, пористый мякиш – хлеб Кошкинского хлебокомбината отличается от других. Все потому, что изготавливается он в старинной печи кирпичной кладки, так называемого люлечного типа. Будучи тестом, хлеб фасуется в формы заботливыми руками пекарей и отправляется в свою колыбель. Там, слегка раскачиваясь и вращаясь по кругу, бледные буханки загорают – выпекаются при температуре 230–250 градусов.

– Печь эта работает уже 60 лет, с того момента, когда открылся завод. Мы ее ремонтируем, меняем детали и снова запускаем. Таких на заводе было три, взамен двух поставили современное оборудование, а эту не решились ломать. Хлеб из новых печей получается другой, спрос покупателей на него заметно хуже. Сразу начинают спрашивать в магазинах хлеб с корочкой, – рассказывает директор хлебокомбината Владимир Филимонов.

Раритет трудится на славу! Огромная печь за раз выпекает больше 500 буханок хлеба, за сутки – почти 3 тысячи! Хлеб изготавливается традиционным способом: опара настаивается не меньше трех часов. Используются натуральные ингредиенты, и никаких добавок. Муку закупают только у местных поставщиков.

Формовка теста на предприятии происходит вручную. И хотя это очень трудозатратно, хлеб, познавший руки, другой: он намного вкуснее, уверены на производстве. Отсюда и его популярность у местных жителей.

В общей сложности на хлебокомбинате производят по 2,5 тонны хлебобулочной продукции за день. Кроме хлеба – батоны, пироги, ватрушки, сочники, курники и многое другое – всего около 100 наименований.

– Особой популярностью у нас пользуются двухслойные пироги со сладкой начинкой. Самые ходовые – с начинкой киви-малина. Из мясного очень хорошо раскупаются курники, – рассказывает технолог хлебобулочного цеха Валентина Вершинина. – Рецепты придумываем и разрабатываем мы сами, как и названия. Делаем сначала конт­рольную выпечку, дегустируем, запускаем в производство.

Помощь государства

Работать в данной отрасли достаточно сложно. Оборудование дорогостоящее, долго окупается, затраты на ГСМ и сырье растут, делится директор предприятия Владимир Филимонов. К счастью, в этом году хлебопроизводителям оказывается государственная поддержка. Кошкинский хлебокомбинат стал одним из получателей субсидий. Предприятие сможет покрыть часть затрат на производство выпускаемой продукции.

– На каждую реализованную тонну хлебобулочной продукции не длительного хранения, у нас это более 80% от общего объема производства, будет выплачиваться по 2 тысячи рублей. В нашем случае где-то около 100 тысяч рублей ежемесячно. Такая помощь для нас очень важна, – говорит Владимир Филимонов.

Руководитель предприятия надеется, что у него получится удержать планку, которая была задана предшественником, внести свой вклад в развитие комбината и, возможно, масштабировать производство в будущем.

Поддержка государства кроме хлебопеков оказывается также и мукомолам. Главная цель – сдержать рост цен на хлеб, продукт первой необходимости.

В глубь времен

Кошкинский хлебокомбинат начал свою работу в октябре 1961 года. Изначально здание было оснащено двумя печами того самого, люлечного типа. Спустя время к предприятию добавился небольшой пристрой, в котором поставили еще одну печь. Топились все печи углем, и лишь спустя несколько лет их перевели на жидкое топливо. За хлебом в районный центр съезжались машины со всех ближайших сел и деревень.

В начале 90-х хлебокомбинат подключили к газу. А в конце этого же десятилетия у предприятия началась черная полоса: открытие мелких пекарней привело к жесткой конкуренции на рынке. Тогда на кошкинском предприятии выпекали не больше 23 тонн хлеба в месяц.

В 1994 году хлебокомбинат оказался на хрупких женских плечах – его возглавила Татьяна Новичкова. При ней было принято решение расширить ассортимент – приступили к выпуску батонов, булочек и других изделий. Это помогло выжить заводу. Объемы производства стали расти, порой достигая 100 тонн выпущенной продукции в месяц. Вместе с оборотом увеличивался и штат сотрудников. В одной смене начали трудиться по девять человек, до этого было не больше трех.

– Здесь всегда работали и сейчас работают отличные специалисты: технологи, по-настоящему любящие свое дело и болеющие за него всей душой, неравнодушные пекари. Поэтому и хлеб такой хороший получается. Он же чувствует тепло рук, – уверена экс-директор.

Татьяна Новичкова рассказывает, что помимо расширения ассортимента проводилась рекламная кампания. Хлебокомбинат привлекал внимание заказчиков конкурсами, розыгрышами, давали рекламу в местной прессе, проводили дегустацию новинок.

Были времена, когда кошкинский завод производил колбасу, вкуснейшие стаканчики мороженого и даже леденцы-петушки. Качеству производимой продукции всегда уделялось огромное внимание. Как и хлеб, эти товары славились на весь район.

Вкус детства

Колбасный и цех мороженого со временем потерпели неудачу, но удалось сохранить выпуск лимонада. Безалкогольный напиток Кошкинского хлебокомбината – любимец местных жителей. Вкус его знают и за пределами района.

«Замечательный, наивкуснейший лимонад!», «Самым лучшим лимонадом всегда был и останется «Кошкинский», «Ни с чем несравним», «Самый лучший лимонад только «Кошкинский». И куда мы только этот лимонад не во­зили к родственникам! Челябинск, Самара, Ульяновск, Тольятти, Чебоксары» – такие положительные отзывы можно услышать в адрес лимонада. А делать его начали с самого открытия хлебокомбината. Изначально стеклянные бутылки развозили по торговым точкам на лошадях! Безалкогольный напиток сразу запомнился и полюбился сельчанами. Кстати, этикетка лимонада с давних пор не сильно изменилась. На заводе рассказывают, что как-то переделывали скромную наклейку на бутылках на более яркую, запоминающуюся. Однако люди перестали узнавать на прилавках знакомый товар, продажи лимонада стали падать. Ребрендинг отменили.

На протяжении долгих лет не меняется не только внешний вид, но и рецепт напитка. Он держится в секрете, передается от технолога к технологу. Последние 14 лет производственную тайну хранит Оксана Григорьева.

Идеальные пропорции качественных и только натуральных ингредиентов, волшебные, а главное, тайные манипуляции над ними – и вуаля! – готов незабываемый слегка сладкий с кислинкой вкус, который жители района ни за что с другим не перепутают.

– Рецепт Coca Cola знают три человека в мире, а нашего лимонада – два. Причем один сотрудник уже на пенсии. Вот сейчас ищем Оксане надежного напарника, с которым она могла бы спокойно поделиться тайной рецептурой, – говорит директор хлебокомбината Владимир Филимонов.

Особым спросом кошкинский лимонад пользуется у покупателей летом. За месяц цех производит 90 тысяч бутылок! В прошлом году ставили рекорд в 98 тысяч. В менее жаркое время напитка выпускается в два раза меньше.

Такого объема вполне достаточно заказчикам Кошкинского района, а вот реализовать продукт на широкую ногу возможности нет. Лишь небольшие партии отправляются в Ульяновскую область и в несколько магазинов Самары. Но повышать объемы на производстве не планируют. Между количеством и качеством выбирают последнее.

Наталья ГРЕЦОВА

Фото автора

Рубрика:  Территория развития. Номер:  № 5 (271). Год:  2021.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», март 2024

«Агро-Информ», март 2024
Скачать pdf