Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Памяти известного земляка

Памяти известного земляка

Дом-музей Салея Вагизова, заслуженного учителя Татарской АССР, – яркая достопримечательность Татарского Байтугана. Здесь, в одном из старейших сел Камышлинского района, в 1908 году родился создатель современной версии татарской алфавит-азбуки на основе латиницы – алифбы. Напомним, первая алифба появилась еще в XVIII веке. Но учебник Вагизова и его жены, педагога Рамзии Валитовой, специалисты считают оптимальным для изучения татарского языка. Он прост, удобен и понятен.

Сын Золотой Горы

А вот судьба Вагизова не была простой. На долю долгожителя, а прожил он 96 лет, с раннего детства выпало много испытаний. Его родная деревня – Байтуган, хотя предки литератора в XIX – начале XX века проживали в деревеньке Золотая Гора, которой давно уже нет на карте нынешнего Камышлинского района. Это сельцо со столь ярким названием отделяли от Татарского Байтугана горы, вершину одной из них три года назад украсило слово «алифба» в память о знаменитом уроженце этих мест. Буквы из листового железа, закрепленные на железном двенадцатиметровом каркасе, можно увидеть даже с федеральной трассы М-5, пролегающей в нескольких километрах.

Как рассказала нам создательница и директор музея имени Вагизова Нурания Абзалова, в Байтугане он жил до 17 лет. Родного отца мальчик лишился в младенческом возрасте, его убили на местном базаре, по ошибке приняв за преступника. Мать Сулеймана, таково было первое имя ребенка, сразу после трагического события хотела вернуться с шестимесячным сыном на руках в свое родное село, но свекровь не позволила увезти внука – согласно законам шариата, мальчик должен был остаться в семье отца. Сама старая женщина уже была не способна воспитывать ребенка и при живой матери отдала его бездетной паре. Молодые муж и жена по имени Гататдин и Гайша Вагизовы стали приемными родителями будущей знаменитости. Они дали ему новые имя и фамилию. Так Сулейман Халиуллин стал Салеем Вагизовым.

Из лагеря в лагерь

Юношей Салей покинул Татарский Байтуган, поступив в бугурусланский педагогический техникум. Это было предсказуемо. Еще в школе учителя оценили творческие способности мальчугана – он с ранних лет писал стихи, позже пробовал себя в прозе. После техникума Салей продолжил учебу в казанском пединституте. Получив диплом, по распределению попал в Арск. В этот татарский городок он приехал уже не один, а с сокурсницей Рамзией, ставшей его женой. Вскоре у супругов родилось двое детей. А потом началась война.

Уйдя на фронт в 1942-м, через год под Харьковом красноармеец попал в плен, провел в гитлеровской неволе два года. Немцы хотели его расстрелять, приняв за еврея. На счастье Салея, переводчик оказался татарином и объяснил фашистам, какой национальности пленник, тем самым спас будущего знаменитого педагога от верной гибели.

В 1945-м американцы освободили военнопленных и предложили Вагизову и его товарищам по несчастью уехать на постоянное место жительства в США. Салей отказался. Его с другими бывшими заключенными отправили на родину. Едва поезд пересек границу СССР, бывшие пленные попали в фильтрационный лагерь, где Салея, недолго разбираясь, сочли предателем и на долгие 10 лет отконвоировали в Печорский лагерь Коми АССР. Там наряду с прочими «врагами народа» Вагизов строил железную дорогу.

Судьба лесоруба

Рамзия, верная жена Салея, вместе с детьми Риммой и Камилем не раз навещали заключенного в лагере. Как-то после очередной такой поездки, рассказывает Нурания Абзалова, Рамзию по доносу уволили из арского педучилища. А потом отняли и служебное жилье. Молодая учительница с двумя детьми на руках оказалась на улице. В этот тяжелый момент Салей предложил жене отречься от него ради детей. Так Рамзия Вагизова стала Валитовой.

Салей после освобождения смог трудоустроиться лишь лесорубом в Сибири. Только в 1956 году у него получилось вернуться в Татарию и стать учителем русского языка в одной из сельских школ. Вскоре Вагизов восстановился в должности преподавателя в арском педучилище. Тогда же с супругой они приступили к созданию современной алифбы.

Конечно, они не были первооткрывателями. Первый татарский букварь в 1778 году написал Сагит Хальфин. В последующие годы появилась алифба Ахмата Хади Максуди, Галимджана Баруди, Шакирьяна Тахирова, Мухитдина Курбангалиева, Габбаса Сайфуллина. В этом перечне Вагизов с супругой – авторы под номером семь. А всего из-под пера талантливых педагогов вышло 43 различных учебника и методических пособия. За свои труды Вагизов удостоился премии татарского просветителя XIX века Каюма Насыри.

К родным берегам

В судьбе человека нередко случается так, что по разным обстоятельствам он десятилетиями лишен возможности приехать на свою малую родину. Так было и с Салеем. Лишь в 1969 году педагог побывал в Татарском Байтугане. В 1999 году в арском педагогическом колледже торжественно отметили 90-летие своего знаменитого преподавателя. На праздновании оказалась и Нурания Абзалова. Ее супруг Фаргат – дальний родственник Салея Вагизова. Поэтому в семье Абзаловых всегда помнили об именитом уроженце Байтугана, а вот в самом селе о нем на тот момент давно забыли.

Именно тогда, в 1999-м, Нурания пообщалась с педагогом-ветераном. Ее удивили не по годам ясный ум литератора, хорошая память, в том числе о своих родных местах:

– Этот удивительный человек очень жалел, что столько лет не был в Камышлинском районе, искренне хотел съездить на малую родину, очень долго выспрашивал меня не только обо всех трех Байтуганах – а Байтуган делится на Русский, Татарский и Чувашский, но и о горах, окружающих наши села. Мало того, он прекрасно помнил все названия – Кылыч тау, Алын тау! Я была поражена. Очень интересовался, цел ли его дом и в каком он состоянии. Я ответила, что цел, но состояние, мягко говоря, аховое. Он сокрушался, говорил, надо бы подлатать, а лучше дать полноценный ремонт. В общем, собирался приехать. Но здоровье, к его и нашему большому сожалению, не позволило, – делится Нурания.

Именно после этой встречи Абзалова, чьим хобби всегда были история и краеведение, впервые задумалась о возрождении жилища именитого земляка и создании его музея. Выйдя на пенсию, бывший фельдшер Нурания Абзалова взялась за дело, засучив рукава. Писала письма во все инстанции. Связывалась с профессиональными историками из Самары и Казани. Подключила к делу детей Салея Вагизова. Усилиями властей всех уровней, включая президента Татарстана Рустама Минниханова, при активной поддержке администрации Камышлинского района в 2016 году в Татарском Байтугане появился музей имени Вагизова.

Живая память

Здесь разместилась экспозиция, посвященная педагогу, включая его рабочий стол, пишущую машинку, самовар, плащ, тюбетейку, кожаные сапоги, свидетельство о рождении, трудовую книжку и целый набор очков – у Салея было слабое зрение. Кстати, по этой причине его не брали в армию, и он ушел на фронт добровольцем. В музее также собраны предметы крестьянского быта XIX–XX веков – старинные монеты, кухонная утварь и мебель, вышивки, детские книги татарских писателей, деревянные ручные капканы, лапти, весы, холщевые и вышитые полотенца, ковры ручной работы, орудия труда селян, есть даже сепаратор. Венец коллекции – платье чувашской крестьянки, которому более 100 лет. Оно принадлежало свекрови жительницы Чувашского Байтугана, краеведа Валентины Степановой.

В доме-музее Вагизова всегда очень много гостей независимо от времени года. В одном только 2021 году, говорит Нурания Абзалова, экспозицию посетило свыше 7 тысяч человек. Среди них, по ее словам, 22 кандидата наук и восемь профессоров. Музей стал настоящим культурным центром не только деревни, но и всего района. Теперь у Нурании Абзаловой одна мечта: передать свое детище в надежные руки, чтобы ее дело по увековечиванию памяти известного педагога, литератора и филолога продолжалось. 

Андрей Введенский

Фото: Марина Кафтайкина

Рубрика:  Агротуризм. Номер:  № 5 (283). Год:  2022.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», март 2024

«Агро-Информ», март 2024
Скачать pdf