Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Молочная отрасль: перспективы развития

Молочная отрасль: перспективы развития

Молоко и молочная продукция входят в перечень товаров первой необходимости. Доктрина продовольственной безопасности страны предусматривает самообеспеченность молочными продуктами на 90%. В Самарской области пороговое значение пока не достигнуто. Повышение этого уровня – одно из ключевых направлений АПК региона.

Основные задачи, стоящие перед животноводами губернии в 2021 году, связаны с увеличением поголовья крупного рогатого скота, наращиванием объемов производства молока за счет использования современных технологий и совершенствования рациона кормления.

В региональном Минсельхозе состоялась встреча с руководством Национального союза производителей молока, где обсудили развитие молочной отрасли в стране и в Самарской области в частности и перспективы сотрудничества.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Николай Абашин отметил положительную динамику молочной отрасли в регионе. Сейчас в этом направлении трудятся более 400 сельхозпредприятий, почти 300 из них – это фермерские хозяйства.

– До 2018 года в области была уверенная динамика на снижение поголовья, которая дополнялась не самой высокой продуктивностью. За последние три года наметилась определенная тенденция по стабилизации отрасли молочного животноводства. Прирост продуктивности отмечается ежегодно в среднем на 600–700 кг, и по итогам 2020 года продуктивность составила 6 532 кг в расчете на одну корову молочного стада, – сообщил министр.

Один из факторов – ориентация господдержки именно на животноводство. Предусмотрен большой спектр различных мер как на федеральном, так и на региональном уровнях. Глава аграрного ведомства подчеркнул, что если ранее субсидии распространялись практически на всех сельхозпроизводителей, то сегодня в приоритете предприятия, занимающиеся животноводством.

Новые возможности в развитии молочной отрасли открывает строительство завода по производству сыра в Тольятти. Мощность переработки составит до 860 тонн молока в сутки. Для насыщения мощностей нового завода, запуск которого планируется на 2023 год, понадобится немало сырья.

Ключевые тенденции молочного рынка

Последние 7–8 лет для молочной отрасли были благоприятными как в части производства, так и в части переработки. Сформировался неплохой уровень доходности. Сохранялся заметный рост производства товарного молока и ключевых категорий готовой молочной продукции, прежде всего, сыров и сухой сыворотки. Импорт, наоборот, снизился по всем ключевым категориям. Отечественные перерабатывающие компании активно замещали объемы импорта, которые до 2014 года поставлялись к нам из стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время экспорт молочной продукции сохраняет растущий тренд, расширяется география поставок, в том числе и в страны дальнего зарубежья. На фоне нестабильного потребления молочной продукции на внутреннем рынке экспорт может стать неплохим драйвером развития.

Однако во второй половине 2020 года серьезно снизилась доходность отрасли. В первую очередь это связано с тем, что возросла себестоимость производства товарного молока. Повлияло повышение цен на кормовую базу и импортные составляющие. По оценкам «Союзмолока», реальный рост себестоимости производства молочной продукции достиг 16%. При этом ситуация не компенсируется ростом цен на рынке.

На сегодняшний день ключевая задача – обеспечить увеличение доходности отрасли для ее дальнейшего развития в долгосрочной перспективе. В этом могут помочь меры государственной поддержки, а именно компенсация растущих затрат.

Снижение доходности уже негативно сказалось на показателях индустрии. Сильно замедлились темпы роста производства товарного молока, в том числе за счет сокращения поголовья и снижения продуктивности. Животноводческие предприятия вынуждены менять рационы кормления из-за подорожавших высокобелковых продуктов или перепрофилироваться на другое направление. В такой ситуации стратегически важным вопросом становится поддержка хозяйств, чтобы они сохраняли поголовье.

В последние годы серьезно увеличилась конкуренция на получение государственной поддержки. Для молочной отрасли в 2021 году сохранены все федеральные меры господдержки. При этом произошло сокращение лимитов средств на финансирование отрасли АПК в целом, расширение направлений использования льготных кредитов. Требования к получателям субсидий стали более высокими. Появились обязательства по экспорту при льготном кредитовании и лизинге. Предприятия должны сохранять поголовье КРС и увеличивать продуктивность. Несоблюдение подобных условий делает получение господдержки невозможным.

Перспективы сотрудничества

Самарская область является неотъемлемой частью молочного рынка страны, и здесь мы наблюдаем все те же тенденции. Национальный союз производителей молока прорабатывает все проблемы отрасли, представляя и защищая интересы производителей и переработчиков, прежде всего в органах власти, как федеральных, так и региональных.

Главным приоритетом в работе альянса «Союзмолоко» в сложившейся ситуации стало повышение доходности отрасли. Достичь этого можно за счет двух направлений –сохранения и увеличения объемов и направлений государственной поддержки молочной отрасли и снижения издержек бизнеса в связи с административными барьерами и избыточным регулированием рынка.

Еще одна важная задача, стоящая перед союзом, – развитие экспортного потенциала молочной отрасли путем снятия барьеров на зарубежных рынках и расширения мер стимулирования экспорта. Это связано с тем, что спрос на внутреннем рынке достаточно ограничен. Стимулировать его возможно путем прямой финансовой помощи незащищенным слоям населения и борьбой с фальсификатом.

Как отметил гендиректор Артем Белов, по всем направлениям деятельности союз готов плотно сотрудничать с самарским региональным отраслевым объединением. Членство в национальной ассоциации взаимовыгодно. «Союзмолоко» получает экспертную позицию по интересующим вопросам и направлениям деятельности, а региональное объединение может рассчитывать на свежую и актуальную информацию и поддержку. В объединении работают консультанты по различным направлениям, созданы пять комитетов и рабочие группы, где можно обменяться мнениями, задать вопросы, обратиться с проблемой.

Участники встречи обсудили также вопросы внедрения маркировки молока и связанные с этим риски. Национальная ассоциация следит за ситуацией. В еженедельном режиме проводятся совещания с единым оператором по внедрению маркировки и крупными компаниями по возникающим вопросам и проблемам.

Вопросы племенного животноводства находятся в фокусе «Союзмолока». Работа ведется по нескольким направлениям – идентификация, формирование индекса племенной ценности и геномная оценка, повышение роли отраслевых ассоциаций и создание необходимой инфраструктуры.

Кроме того, на совещании коснулись тем контроля ветеринарных препаратов в сырье, условия получения некоторых субсидий.

Артем Белов, генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко»):

– Для нас сейчас важна стратегия выстраивания более плотного взаимодействия с производителями и переработчиками в регионах, формирования региональных ассоциаций, которые могли бы быть полноценными партнерами, в том числе экспертными по ряду вопросов, в которых мы не являемся экспертами, таких как экология, племенное дело. С самарской ассоциацией хотелось бы взаимодействовать более серьезно. Это один из крупных регионов по производству молока и его переработки с перспективами развития и большим потенциалом. Здесь благоприятные природно-климатические условия, существует государственная поддержка отрасли и планируется целый ряд инвестиционных проектов в части сырья и переработки. Очень надеюсь, что роль Самарской области в ближайшие годы на молочной карте ПФО существенно поменяется.

Справка

Союз был создан в январе 2008 года для защиты интересов производителей молока. В 2013 году в состав союза также вошли переработчики молока и производители молочной продукции с целью выражения консолидированной позиции всей отрасли. «Союзмолоко» сегодня – это крупнейший альянс игроков молочного рынка России и влиятельная отраслевая организация. Бизнес-клуб объединил порядка 25% всех производителей сырого молока и около 40% перерабатывающих компаний России. Они входят в союз либо напрямую, либо через региональные ассоциации. Ведется работа по созданию новых подразделений в четырех регионах.

Наталья ТИЦ

Фото автора и из архива «Агро-Информа»

Рубрика:  Событие. Номер:  № 10 (276). Год:  2021.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», февраль 2024

«Агро-Информ», февраль 2024
Скачать pdf