Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Из самарской глубинки – по всему миру

Из самарской глубинки – по всему миру

Жительница Клявлинского района Инна Ким создает матрешек. Женщина рассказывает, что работает над фигурками не спеша, вкладывая в каждую свои эмоции и частичку души. Только при таком подходе матрешки получаются «живые», необычные и пользуются популярностью.

Творчество как спасение

Несколько лет назад Инна Ким жила в крупном городе Казахстана, работала учительницей и даже не представляла, что когда-то будет радоваться деревенским будням. Перемены в судьбе Инны начались в 90-е годы, когда привычный мир вокруг стал рушиться на глазах. Денег на комфортную жизнь у учительницы катастрофически не хватало. И тогда она, художник-живописец по образованию, взялась за роспись матрешек.

Инна вспоминает, как устроилась в художественный салон, где и заказы были стабильные, и заготовки предоставляли. Но быстрый темп работы ее не устроил, матрешки стали получаться безжизненные. Из салона Инна ушла, а вот с росписью предметов уже не расставалась. Да и вообще бралась за любую творческую подработку – кому картину нарисовать, кому сшить что-то или связать.

Спустя время жизненные обстоятельства заставили молодую женщину сменить место жительства. Вместе с двумя сынишками Инна переехала в небольшую деревеньку Елизаветинка Клявлинского района, на родину своей мамы.

– Мама переехала сюда раньше нас, обустроилась жить в квартире. А позже нам дом подобрала. Каждый раз так его расхваливала, что я решилась: взяла сыновей, и мы переехали. Жить в Караганде на тот момент было очень сложно, это было похоже на выживание, – рассказывает Инна.

Горожанка в новых условиях первое время сходила с ума от скуки. Чтобы хоть как-то развлечь себя, Инна решила заняться огородом. Она обустроила грядки по линеечке, занялась овощеводством, сад украсила цветами. Потом и работа нашлась: устроилась экскурсоводом в Клявлинский историко-краеведческий музей. Со временем вернулась и к учительству – стала педагогом допобразования. Параллельно Инна развивала свое хобби, получила звание мастера декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Самарской области, а также премию губернатора. При ее участии в районе были созданы центр ремесел и сувенирная лавка «Светлица», где представлены творческие работы местных мастеров.

Количество новой интересной информации, знакомство с творческими людьми, участие в различных конкурсах и, конечно же, любимая работа и творческое увлечение так греют душу, что сегодня деревенская жизнь Инне Ким по-настоящему приносит радость и полное удовлетворение!

Матрешки с частичкой души

Существует множество версий появления матрешки в России. По одной из них, эта интересная игрушка была сделана в конце XIX века для мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей семье Мамонтовых, известных русских купцов и меценатов. Прообразом стала фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли в подмосковную усадьбу с острова Хонсю. Первую матрешку создали токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин. Со временем деревянная куколка обрела популярность в стране, а позже и за ее пределами. Сегодня матрешка – один из самых известных символов России. До сих пор она влюбляет в себя и детей, и взрослых, а художники не перестают удивлять уникальными экземплярами. Вот и художница из Клявлинского района создает необычных матрешек.

Зимние пейзажи, сказочные сюжеты, традиционные костюмы – каждая матрешка Инны Ким как маленькая неповторимая картина. Рассматривать ее румяных красавиц можно часами, выискивая на их круглых боках все новые и новые детали.

Самая первая матрешка, которую Инна Ким расписала много лет назад, была вполне обычной: в платочке, с ягодкой в руке. Только такой результат художницу с красным дипломом не устроил. Инна стала искать свой авторский почерк. Решила, что каждая ее матрешка в наборе должна быть непохожей на свою старшую сестру.

– Я начала создавать тематических матрешек, придумывать самые разные сюжеты. Например, тема общая – зима, а каждая фигурка уникальна – у одной Снегурочки зверек на руках, у другой мешок с подарками, у третьей – зимний лес на платье, – рассказывает Инна Ким. – Берешь ее, рассматриваешь внимательно, потом открываешь следующую, а там совсем другая красавица. То есть получается подарок один, а сюрпризов много.

Художница своим матрешкам дает названия. Например, у нее была матрешка «Добро пожаловать», где каждая фигурка встречает гостя своим угощением – одна с самоваром, вторая с караваем, третья с другим угощением и так далее. Матрешки из «Веселого оркестра» держат в ручках разные музыкальные инструменты, а взглянув на фигурки из «Масленицы», сразу появляется весеннее настроение – на фигурках изображены блины, бублики, веселые забавы и яркое солнышко. Самая любимая тема у Инны Ким – зима. Зимний лес, снежинки, белые и голубые цвета завораживают, делится она.

Матрешки из самарской глубинки разбредаются по всему миру – одна уехала в Италию, другая в Америку, а одна даже попала к папе римскому в Ватикан! Авторские игрушки заказывают и местные жители. Инна с удовольствием берется за заказы. Часто женщина каким-то магическим образом угадывает, какая именно тема понравится клиенту.

– На выставках, ярмарках очень часто можно услышать: «так красиво, но, к сожалению, не подходит к стилю интерьера. И я начинаю спорить, доказывать, что изделия декоративно-прикладного искусства – это как любимые питомцы, это акцент, за который есть к чему глазу зацепиться, – уверена мастерица. – Люди при деньгах везут сувениры из-за границы и почему-то игнорируют свое, родное.

Нужно отметить, что помимо матрешек Инна занимается росписью различных предметов и натуральных материалов. Сундуки, тарелки, сумки – все, что попадает под руку, приобретает новый образ.

Маленькие хранительницы больших традиций

Работа экскурсоводом в музее оставила свой отпечаток на творчестве Инны Ким. Изучая быт, костюмы и обычаи народов Самарской области, художница так полюбила эту тему, что стала отражать местный колорит на своих изделиях. Она с большой ответственностью создает матрешек разных национальностей. Маленькая игрушка становится хранителем ценных знаний о традициях конкретного народа. Инна Ким также создала авторскую серию куколок, которая отображает этническое многообразие Клявлинского района.

– Матрешки в национальных костюмах – дань моей работе в музее. Столько интересного я там узнала! Каждый костюм – это такая мощная история. Вы представляете, на чувашском женском костюме до 20 навесов, иногда они весили до 30 кг. И в такой одежде женщины ходили в поле – копать, сеять, собирать урожай. У чувашек и мордовок костюмы вообще очень похожи на кольчугу – кожаные щиты, вышитые монетами. Когда начинался сбор урожая, женщины шли в поле в полной экипировке, и если вдруг на них случался набег врагов (в местах Клявлинского района разбоем жили башкиры), женщины вставали плечом к плечу и закрывали грудью мужчин, чтобы те успели вооружиться. И вот такие истории хочется сохранить. Когда еду на выставки, у меня цель не столько матрешек продать, сколько рассказать вот о таких традициях! Передать знания в виде игрушки.

Художница из деревни Елизаветинка не берется за портретные матрешки, не рисует животных или, к примеру, политиков. В основном это всегда девицы-красавицы в хорошем настроении, с частичкой души своего создателя. Инна Ким признается, что часто ее матрешки получаются похожими на знакомых людей. Хотя во время работы она ни о ком не думает и не вспоминает.

– Матрешки – это моя любовь. На один набор у меня уходит где-то месяц. Быстро и много я никогда не берусь делать, так как они получаются неживые, неинтересные. Когда торопишься, не удается вложить в матрешку свои эмоции, – поясняет Инна. – В плохом настроении за работу не сажусь, так как все мои эмоции могут отобразиться потом на лице матрешки, а ведь это игрушка – она должна быть радостной. Мне было очень приятно и даже удивило, когда на одном из конкурсов мою работу, матрешку «Лапушку», похвалили за виртуозную передачу мимики. Как-то специально я над этим не работаю.

Своих матрешек мастерица называет ласково – доченьки. Говорит, что всегда переживает за их судьбу, но отдает игрушки в другие руки с легкостью. Ведь что может быть приятнее, чем делиться радостью.

Наталья Грецова

Фото автора

Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 10 (288) октябрь. Год:  2022.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», февраль 2024

«Агро-Информ», февраль 2024
Скачать pdf