Медицинские аспекты использования соепродуктов в питании
Автор статьи специально изучал влияние сои на здоровье человека. Для чего детально был исследован столь важный источник, как архив Центральной научно-исследовательской медицинской би-
блиотеки в Москве.
Итог этой кропотливой работы: ни одного исследования, показывающего отрицательное воздействие сои на здоровье человека, нет. Соя - единственное растение, которое обладает полифункциональным воздействием на здоровье человека.
Краткий исторический экскурс. Соя человечеству известна более 5 тысяч лет. А если говорить об относительно недавнем прошлом, то в рационе питания европейцев она стала широко применяться после Всемирной выставки в Вене, прошедшей в 1873 году. Почему так тогда случилось? До этого продукты питания из сои в Старый Свет привозили из Китая, Японии. И они, естественно, были непривычны для подавляющей массы европейцев. В Вене же впервые представили продукты, соответствовавшие европейским стандартам питания. И начался соевый бум.
Наиболее интересное исследование по пищевой ценности сои опубликовано в 1885 году в Санкт-Петербурге на основании данных, полученных в лаборатории Данилевского. Полученные с использованием современных для того времени методов изучения структуры сои, соевого белка, соевых жиров результаты показали важнейшее пищевое значение сои. Позднее, в советское время, десятки отечественных научно-исследовательских институтов проводили исследования о влиянии сои на здоровье человека. В процессе участвовали сотни специалистов. Это были сотрудники медицинских и научно-исследовательских учреждений, пищевики-практики. Велись наблюдения не только за здоровыми людьми, но и за больными. И в те годы также не получено ни одного отрицательного результата. Руководил этими исследованиями, напомню, академик Вавилов. Но с уходом Вавилова и приходом Лысенко исследования прекратились. По прозаической причине: Лысенко больше занимался картофелем и пшеницей.
В 1953 году на сентябрьском пленуме ЦК КПСС принимается решение об увеличении в стране производства кукурузы. На пленумах 1954 и 1955 годов партийное руководство поставило задачу довести валовой сбор зерновых до 160 млн тонн. Соответственно, зерновой клин у нас расширялся как за счет целинных земель, так и за счет ограничения посевов сои. Незадолго мы решили догнать и обогнать США по производству мяса, молока и масла. Соя из ряда актуальных культур выпала. Вот мы и потеряли ее в пищевом отношении. И даже выпущенная в те времена широко известная книга «О вкусной и здоровой пище» содержит лишь упоминания о том, как полезна соя. Только в девяностые годы соя вернулась к нам. В настоящее время, по данным Российского соевого союза, у нас 1 млн гектаров занято под посевами сои. На выходе же сегодня имеем около 15 кг сои на душу населения.
Но все мы, врачи и аграрии, работаем для чего? Мы работаем для блага человека. Ведь скот и сельскохозяйственные культуры выращиваются для того, чтобы принести конкретную пользу. Опять же пища животного и растительного происхождения отличается принципиально по составу. В той же растительной пище неполноценный белок.
Животные белки, наоборот, сбалансированы для человека, но содержат ряд веществ, которые в общем не желательны. В частности, это холестерин. Избыток холестерина приводит к развитию атеросклероза, поражению сердечно-сосудистой системы. И, кроме того, перегрузка животными белками для человека в ряде случаев вредна, потому что могут возникнуть и аллергические заболевания, и почечная недостаточность. И вот здесь спасительницей является соя.
Мне очень нравится высказывание мэра столицы Ю.М. Лужкова. На съезде соевого союза он сказал: «Соя - это подарок Всевышнего человечеству». Действительно, мы не задумываемся, почему соя так богата белком и животные ее с удовольствием поедают. Специалисты сельского хозяйства знают, что любое животное может подойти и спокойно съесть этот прекрасный соевый белок. Но питаться животным конкретно соей бессмысленно.
Вы знаете, что в сое содержатся ингибиторы трипсина. Животное, питаясь соей, не насыщается, потому что белок, попавший в желудок животного, не расщепляется, так как ингибиторы трипсина блокируют ферменты, которые должны были бы расщеплять соевый белок. Единственный, кто может питаться соей, - человек. Потому что мы обрабатываем сою при температуре не менее 80 градусов, и большая часть этих ингибиторов разрушается. И если будет 100 градусов, то практически у нас остается то, что мы можем переваривать.
Таким образом, мы получаем прекрасные продукты. Их два вида. Первый вид - это полученные по традиционной технологии молоко, сыр и окара. Из соевого молока мы получаем весь спектр продуктов, которые мы традиционно получаем из коровьего молока. Кстати, мы можем предоставить рецептуру как из соевого молока получать соепродукты. Включая тот же сыр.
Вторая технология - это современная американская разработка. По ней с помощью растворителя убирают жиры и дальше доводят содержание белка до 70-90%. Используют подобную технологию при производстве колбас. В том числе и у нас.
Стоит отметить, что в сентябре 2004 года практически во все ответственные службы направлено письмо за подписью главного санитарного врача России Онищенко, где рекомендуется так выстраивать рацион питания граждан, чтобы они ежедневно употребляли не менее 30 граммов белка. И соевый белок тут просто незаменим. Его употребление (и это доказано) способствует улучшению здоровья населения. Есть соответствующие рекомендации и министерства здравоохранения нашей страны.
Чем же хороша соя? Соя в пищевом отношении - прекрасный белок, прекрасные полиненасыщенные жирные кислоты (в частности Омега -3), прекрасная клетчатка, которой нам ежедневно необходимо 30 граммов. Чтобы достичь этого показателя, нужно, к примеру, съедать каждый день 3 килограмма капусты. Чего нам явно не осилить. А вот в сое той же клетчатки в 4 раза больше. В сое есть токоферол - витамин Е, который способствует улучшению продуктивной функции и у мужчин, и у женщин. Витамин токоферол способствует хорошей деятельности сердечно-сосудистой системы.
Кроме того, соя - это источник лецитина. Соевый лецитин производят из хорошо очищенного отфильтрованного соевого масла при низкотемпературной обработке. В состав соевого лецитина входят масло, фосфолипиды, витамины А, Е, и др. Лецитин, необходимый для деятельности мозга, содержится либо в сое, либо в желтках куриных яиц. Но куриные яйца содержат холестерин, и в итоге идет процесс как восстановления ткани мозга, так и отложения холестерина в сосудах. Соя же - это только лецитин. На Востоке питаются соей и долго сохраняют нормальное мышление без побочных рисков. В отличие от наших граждан, получающих лецитин через желток куриных яиц.
Кроме того, в сое очень мало углеводов, что важно для людей, страдающих диабетом и повышенным содержанием сахара в крови. В качестве справки: 10 миллионов наших сограждан страдает этим заболеванием.
Соя обладает еще целым рядом плюсов. В ней есть минорные вещества, которые способствуют предупреждению целого ряда заболеваний людей старшего (то есть кому за сорок) возраста, когда у человека начинают поражаться сердечно-сосудистая и другие системы. Одна из основных причин смерти - сердечно-сосудистые заболевания. Соя же снижает уровень холестерина. Это первое.
Второе: в сое есть вещества, снижающие уровень сахара, что активно используется для борьбы с диабетом. В-третьих, в сое есть минорные вещества, которые на 15% улучшают усвоение организмом кальция. Это данные Российского НИИ питания, где недавно проводились соответствующие исследования.
В сое содержатся вещества, снижающие риск развития рака матки и грудной железы у женщин, рака предстательной железы у мужчин. В регионах, где, по данным института питания, питаются соей в том количестве, о котором говорилось в письме Онищенко, проценты указанных заболеваний на порядок ниже.
Кроме того, из сои делают такие препараты, как эссенциале, гастрофарм, нужные при том же гастрите. Клетчатка необходима как сырье для приготовления медпрепаратов, необходимых при лечении атонии кишечника.
Вывод: практически вся группа заболеваний старшего возраста может быть в значительнейшей степени обезврежена при достаточном использовании сои.
На что я хотел бы еще обратить внимание. Кроме растительной пищи люди питаются мясом. Соя по своей структуре сродни мясу. Зачастую мы покупаем курятину, содержащую 20% жира вместо положенных 9%, или берем излишне жирную говядину. Повышенный процент жирности - следствие того, что животных и птицу кормили злаками. В результате мы получаем избыток жира, что ведет к ожирению. Если же мы начнем в рацион животных добавлять продукты переработки сои, то изменим структуру тех пищевых продуктов, которые поставляются на рынок. Не случайно импортные продукты, например мясо, менее жирные, чем продукты отечественного сельхозтоваропроизводителя. Это неоспоримый факт. Нужно нам это? Нет! Тем более что Россия уже обогнала США по количеству людей с избыточным весом.
Очевидна ценность сои и как сельхозкультуры. Соя обогащает землю азотом, а значит, снижает потребность в широкомасштабном применении минеральных веществ. Минеральные вещества, конечно, хороши, но опять же нитраты отрицательно влияют на сердечно-сосудистую систему, почки, печень.
Резюмирую. Налицо четыре важнейших плюса применения сои в питании человека:
- пищевая ценность;
- лечебно-профилактическое действие;
- изменение структуры продуктов животного происхождения (вытеснение из них излишнего жира), которые поступают на рынок;
- получение более высококачественных продуктов растительного происхождения за счет обогащения почвы естественным путем.
А. Котровский,
руководитель научно-исследовательских медицинских программ Регионального общественного фонда содействия внедрению социальных инноваций, кандидат медицинских наук (г. Москва) |